КУЛЬТУРА (греч. paideia, лат. humanitas), совокупность навыков и умений, а также результат деятельности человека; один из главных предметов теоретических дискуссий со времен Первой софистики. Согласно «культурологическому» мифу Протагора, возникновением материальной культуры, а также упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны, помимо всего прочего, помощи богов. По мнению других софистов, а также Демокрита, только человек является творцом культуры, которую он создает, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. Аристотель вслед за Анаксагором указывает, в чем состоит превосходство человека над животным: человек, которому от природы дан разум и способность к труду, является творцом культуры, а с нею — искусства в широком смысле слова. В этом выразился гуманизм классической древности, отличавший ее от Древнего Востока, где, напротив, подчеркивалась беспомощность и зависимость человека от природы. Достижения людей, связанные с «производительными» способностями, направленными на удовлетворение материальных потребностей (например, ремесло) или отдых (музыка, поэзия), Аристотель ценил ниже, чем «практическую» общественно-политическую деятельность, цель которой — совершенное (с точки зрения правящего класса рабовладельцев) общественное устройство; право на эту деятельность имеет только свободный человек. Для достижения высшей ступени культуры, которую Аристотель видит в духовном воспитании и которая заключается в чистом созерцании и теоретическом мышлении, необходим досуг, следовательно, она доступна только состоятельному свободному человеку, который довольствуется досугом как таковым, не преследуя какой-либо практической пользы. Единым классово-обусловленным мерилом всякой человеческой деятельности (кроме ремесленного труда, считавшегося низким) в классической античности являлась paideia — всестороннее гармоническое развитие личности и общества, или humanitas. Поскольку рабы из процесса создания античной культуры исключались, стало развиваться и обостряться противоречие между культурой большинства — экономически и политически зависимых свободных людей, т. е. свободных лишь наполовину, и культурой господствующего над ними меньшинства. В Греции этот процесс начался в эпоху эллинизма, у римлян — в период поздней Республики. Т. о., и в античности сосуществовали две противоположные культуры, что привело к усилению противоречий между практической культурной деятельностью (vita activa), характерной для времени расцвета Греции и Рима, и деятельностью по преимуществу теоретической (vita contemplativa), которая особенно ценилась в более позднее время. Это противоречие было определяющим на протяжении всей античности и продолжало существовать вплоть до нового времени.