САЛЬВИАН; Salvianus, из Массилии, ок. 400 — после 470 гг. н. э., латинский христианский писатель. Родился, по-видимому, в Тревизе; получил риторическое образование. Вскоре после свадьбы с язычницей Палладией вместе с женой поступил в монастырь на острове Лерин (совр. Сент-Оноре), где воспитывал двух сыновей своего друга Эвхерия, впоследствии епископов. Последующие годы провел священником в Массилии. Из многочисленных произведений Сальвиана, перечисляемых Геннадием, кроме 9 писем (важным с точки зрения биографических деталей является письмо 4), сохранились: К Церкви, или Против алчности (Ad ecclesiam sive Adversus avaritiam libri IV) и историографическое произведение О Божественном провидении (De gubernatione Dei libri VIII), в котором недостает окончания. Первое произведение, опубликованное под псевдонимом Тимофей между 435 и 439 гг. н. э., в форме воззвания ко вселенской Церкви, направлено против богатства христиан. Беспокоясь о спасении души, Сальвиан призывает жертвовать свое имущество, а самое малое — отписать его Церкви в завещании. Во втором произведении, написанном после 440 г. н. э. и посвященном воспитаннику Сальвиана Салонию, Сальвиан выступает против забвения традиций нынешними христианами, которые — по его мнению — ответственны за несчастья, обрушившиеся на римское государство. Бог заслуженно карает грешных христиан руками варваров и язычников (поскольку те всегда жили в соответствии с моральными правилами). Таким образом, поражения христиан являются доказательством божественного промысла. О причинах несчастий римской империи размышляли также Августин и Орозий. Примеры из жизни христиан и нехристиан из разных общественных слоев складываются в живописную картину жизни и культуры римской империи. Сочинения Сальвиана, особенно детально описывающие жизнь Галлии и Африки, а также вторгавшихся в эти страны германских язычников, несмотря на некоторую тенденциозность (Сальвиан идеализирует варваров и порицает христиан), являются ценным историческим источником.