ЛИРИКА. В античной эстетике терминами «лирическая» (от греч. lirikos — лира) и «мелическая» (от греч. melos — песня) обозначались стихотворные произведения, исполнявшиеся под аккомпанемент струнного музыкального инструмента (лира, флейта, кифара) и отличавшиеся своеобразным построением художественного образа. Лирика делилась на монодическую (сольную) и хоровую. Греческая лирическая поэзия зародилась из песен, исполнявшихся во время работы, из культовых гимнов и народных песен догомеровского периода. Как род литературы лирика возникла на стадии перехода к классовым отношениям (7 в. до н. э.), когда новые социальные слои усилили свои экономические и политические позиции, а развитие индивидуального сознания требовало условий для самовыражения личности. Сохранившиеся тексты свидетельствуют, что у истоков всех видов лирической поэзии стояли авторы выдающихся произведений (хоровая лирика, сольная песня — Алкман; элегия и ямб — Архилох). Примечательно, что общественная жизнь разных греческих полисов обусловила преимущественное развитие того или иного лирического жанра. У монодической песни круг слушателей был ограничен. Для нее характерно разнообразие метров и частично периодичность повторения стоп в пределах строфы. К ней относятся ямб, сколион, элегия, эпиграмма. Сольная мелика, например, в форме гимнов в честь богов и стихотворений, выражающих личные чувства, нашла отражение в творчестве поэтов острова Лесбос Сапфо, Алкея (7—6 вв. до н. э.) и Анакреонта (6 в.). Хоровая лирика возникла на основе сольной песни, рефрен которой подхватывал хор. Она предназначалась для публичного исполнения, а ее представители были в основном выходцами из аристократии. Этот вид лирики в 7 в. до н. э. особенно культивировался в Спарте (Терпандр, Алкман) и был с давних времен тесно связан с религиозным культом. Хоровую лирическую песню, отличавшуюся гибкими ритмами, исполняли хоры девушек и юношей (или смешанный хор), которые сопровождали ее танцевальными движениями. Основные виды хоровой лирики: культовые гимны (пеаны), дифирамб и гипорхема (Алкман, Пиндар, Вак-хилид); лирические стихотворения на мифологические сюжеты (Стесихор, Ивик); созданный Симонидом специфический лирический жанр дифирамбов и надгробных плачей — энкомии, эпиникии и френы (Симонид, Пиндар, Вакхилид); призывные гимны (Сапфо). Расцвет лирической поэзии продолжался до 5 в. После греко-персидских войн ее оттеснили драматические жанры. Только в эллинистическую эпоху лирика вновь начала играть значительную роль в литературе. Появились многочисленные эпиграммы, элегии, гимны и ямбы (Филит, Каллимах, Гермесианакс, Асклепиад Самосский, Леонид). Александрийские филологи составили канон «образцовых» лирических поэтов. В него были включены в соответствии с числом муз (9) Сапфо, Алкей, Анакреонт, Алкман, Стесихор, Ивик, Симонид, Пиндар, Вакхилид. Позднее к ним присоединили Коринну. У истоков римской лирической поэзии — надгробные плачи, культовые песни. Развитие этого жанра в римской литературе происходило в основном по греческим образцам. Среди первых произведений лирической поэзии хоровая культовая песня (Ливий Андроник) и эпиграмма (Энний). Важный этап римской лирики — творчество неотериков, которые культивировали заимствованные из александрийской поэзии малые жанры (эпиграмма, элегия). Из них выделяется Катулл — первый римский поэт, выразивший в своих стихах личное отношение к окружающему миру. Оды Горация написаны стихотворным размером, схожим с метрами Сапфо и Алкея. Для его лирических стихотворений характерны сатирические ноты в адрес некоторых современников. Созданный им торжественный гимн продолжил традицию хоровой лирической поэзии. Для римской лирики последующих веков характерно многообразие жанров. Из лирической поэзии эпохи Империи наиболее выделяются стихотворения Стация и поэма «Бдения Венеры». Христианская литература усвоила традиционные формы лирики и использовала их для распространения христианского вероучения. Были написаны лирические стихотворения и гимны, отличающиеся естественной простотой поэтических форм и глубоким психологизмом, а также произведения, изобилующие символическими образами. Получает распространение рифмованный стих. Наиболее известным христианским лириком является Пруденций.