Словарь античности

ЛИРИКА. В антич­ной эсте­ти­ке тер­ми­на­ми «лири­че­ская» (от греч. li­ri­kos — лира) и «мели­че­ская» (от греч. me­los — пес­ня) обо­зна­ча­лись сти­хотвор­ные про­из­веде­ния, испол­няв­ши­е­ся под акком­па­не­мент струн­но­го музы­каль­но­го инстру­мен­та (лира, флей­та, кифа­ра) и отли­чав­ши­е­ся свое­об­раз­ным постро­е­ни­ем худо­же­ст­вен­но­го обра­за. Лири­ка дели­лась на моно­ди­че­скую (соль­ную) и хоро­вую. Гре­че­ская лири­че­ская поэ­зия заро­ди­лась из песен, испол­няв­ших­ся во вре­мя работы, из куль­то­вых гим­нов и народ­ных песен дого­ме­ров­ско­го пери­о­да. Как род лите­ра­ту­ры лири­ка воз­ник­ла на ста­дии пере­хо­да к клас­со­вым отно­ше­ни­ям (7 в. до н. э.), когда новые соци­аль­ные слои уси­ли­ли свои эко­но­ми­че­ские и поли­ти­че­ские пози­ции, а раз­ви­тие инди­виду­аль­но­го созна­ния тре­бо­ва­ло усло­вий для само­вы­ра­же­ния лич­но­сти. Сохра­нив­ши­е­ся тек­сты свиде­тель­ст­ву­ют, что у исто­ков всех видов лири­че­ской поэ­зии сто­я­ли авто­ры выдаю­щих­ся про­из­веде­ний (хоро­вая лири­ка, соль­ная пес­ня — Алк­ман; эле­гия и ямб — Архи­лох). При­ме­ча­тель­но, что обще­ст­вен­ная жизнь раз­ных гре­че­ских поли­сов обу­сло­ви­ла пре­иму­ще­ст­вен­ное раз­ви­тие того или ино­го лири­че­ско­го жан­ра. У моно­ди­че­ской пес­ни круг слу­ша­те­лей был огра­ни­чен. Для нее харак­тер­но раз­но­об­ра­зие мет­ров и частич­но пери­о­дич­ность повто­ре­ния стоп в пре­де­лах стро­фы. К ней отно­сят­ся ямб, ско­ли­он, эле­гия, эпи­грам­ма. Соль­ная мели­ка, напри­мер, в фор­ме гим­нов в честь богов и сти­хотво­ре­ний, выра­жаю­щих лич­ные чув­ства, нашла отра­же­ние в твор­че­стве поэтов ост­ро­ва Лес­бос Сап­фо, Алкея (7—6 вв. до н. э.) и Ана­кре­он­та (6 в.). Хоро­вая лири­ка воз­ник­ла на осно­ве соль­ной пес­ни, рефрен кото­рой под­хва­ты­вал хор. Она пред­на­зна­ча­лась для пуб­лич­но­го испол­не­ния, а ее пред­ста­ви­те­ли были в основ­ном выхо­д­ца­ми из ари­сто­кра­тии. Этот вид лири­ки в 7 в. до н. э. осо­бен­но куль­ти­ви­ро­вал­ся в Спар­те (Тер­пандр, Алк­ман) и был с дав­них вре­мен тес­но свя­зан с рели­ги­оз­ным куль­том. Хоро­вую лири­че­скую пес­ню, отли­чав­шу­ю­ся гиб­ки­ми рит­ма­ми, испол­ня­ли хоры деву­шек и юно­шей (или сме­шан­ный хор), кото­рые сопро­вож­да­ли ее тан­це­валь­ны­ми дви­же­ни­я­ми. Основ­ные виды хоро­вой лири­ки: куль­то­вые гим­ны (пеа­ны), дифи­рамб и гипор­хе­ма (Алк­ман, Пин­дар, Вак-хилид); лири­че­ские сти­хотво­ре­ния на мифо­ло­ги­че­ские сюже­ты (Сте­си­хор, Ивик); создан­ный Симо­нидом спе­ци­фи­че­ский лири­че­ский жанр дифи­рам­бов и над­гроб­ных пла­чей — энко­мии, эпи­ни­кии и фре­ны (Симо­нид, Пин­дар, Вак­хи­лид); при­зыв­ные гим­ны (Сап­фо). Рас­цвет лири­че­ской поэ­зии про­дол­жал­ся до 5 в. После гре­ко-пер­сид­ских войн ее оттес­ни­ли дра­ма­ти­че­ские жан­ры. Толь­ко в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху лири­ка вновь нача­ла играть зна­чи­тель­ную роль в лите­ра­ту­ре. Появи­лись мно­го­чис­лен­ные эпи­грам­мы, эле­гии, гим­ны и ямбы (Филит, Кал­ли­мах, Гер­ме­си­а­накс, Аскле­пи­ад Самос­ский, Лео­нид). Алек­сан­дрий­ские фило­ло­ги соста­ви­ли канон «образ­цо­вых» лири­че­ских поэтов. В него были вклю­че­ны в соот­вет­ст­вии с чис­лом муз (9) Сап­фо, Алкей, Ана­кре­онт, Алк­ман, Сте­си­хор, Ивик, Симо­нид, Пин­дар, Вак­хи­лид. Позд­нее к ним при­со­еди­ни­ли Корин­ну. У исто­ков рим­ской лири­че­ской поэ­зии — над­гроб­ные пла­чи, куль­то­вые пес­ни. Раз­ви­тие это­го жан­ра в рим­ской лите­ра­ту­ре про­ис­хо­ди­ло в основ­ном по гре­че­ским образ­цам. Сре­ди пер­вых про­из­веде­ний лири­че­ской поэ­зии хоро­вая куль­то­вая пес­ня (Ливий Анд­ро­ник) и эпи­грам­ма (Энний). Важ­ный этап рим­ской лири­ки — твор­че­ство нео­те­ри­ков, кото­рые куль­ти­ви­ро­ва­ли заим­ст­во­ван­ные из алек­сан­дрий­ской поэ­зии малые жан­ры (эпи­грам­ма, эле­гия). Из них выде­ля­ет­ся Катулл — пер­вый рим­ский поэт, выра­зив­ший в сво­их сти­хах лич­ное отно­ше­ние к окру­жаю­ще­му миру. Оды Гора­ция напи­са­ны сти­хотвор­ным раз­ме­ром, схо­жим с мет­ра­ми Сап­фо и Алкея. Для его лири­че­ских сти­хотво­ре­ний харак­тер­ны сати­ри­че­ские ноты в адрес неко­то­рых совре­мен­ни­ков. Создан­ный им тор­же­ст­вен­ный гимн про­дол­жил тра­ди­цию хоро­вой лири­че­ской поэ­зии. Для рим­ской лири­ки после­дую­щих веков харак­тер­но мно­го­об­ра­зие жан­ров. Из лири­че­ской поэ­зии эпо­хи Импе­рии наи­бо­лее выде­ля­ют­ся сти­хотво­ре­ния Ста­ция и поэ­ма «Бде­ния Вене­ры». Хри­сти­ан­ская лите­ра­ту­ра усво­и­ла тра­ди­ци­он­ные фор­мы лири­ки и исполь­зо­ва­ла их для рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ско­го веро­уче­ния. Были напи­са­ны лири­че­ские сти­хотво­ре­ния и гим­ны, отли­чаю­щи­е­ся есте­ствен­ной про­стотой поэ­ти­че­ских форм и глу­бо­ким пси­хо­ло­гиз­мом, а так­же про­из­веде­ния, изоби­лу­ю­щие сим­во­ли­че­ски­ми обра­за­ми. Полу­ча­ет рас­про­стра­не­ние риф­мо­ван­ный стих. Наи­бо­лее извест­ным хри­сти­ан­ским лири­ком явля­ет­ся Пруден­ций.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
семена клевера низкорослого
См. по теме: ДИАДУМЕН • ХРУСТАЛЬ • КЕНОТАФ, КЕНОТАФИЙ • КАТЕЛЛЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА