Словарь античности

ЛОГОГРАФЫ (греч. писа­те­ли-про­за­и­ки).


1. Введен­ный Фукидидом тер­мин для обо­зна­че­ния авто­ров исто­ри­че­ских сочи­не­ний, вклю­чая Геро­до­та. В нача­ле 19 в. он утра­тил пер­во­на­чаль­ный смысл и стал не совсем удач­но при­ме­нять­ся для харак­те­ри­сти­ки пред­ше­ст­во­вав­ших Геро­до­ту пред­ста­ви­те­лей древ­не­гре­че­ской исто­рио­гра­фии. Из их про­из­веде­ний до наше­го вре­ме­ни дошли толь­ко отрыв­ки, поз­во­ля­ю­щие, одна­ко, полу­чить пред­став­ле­ние о вре­ме­ни напи­са­ния и пози­ции авто­ров. Для них было харак­тер­но стрем­ле­ние наряду с опи­са­ни­ем исто­ри­че­ских собы­тий дать так­же зна­чи­тель­ное коли­че­ство сведе­ний по гео­гра­фии и этно­гра­фии, а так­же попыт­ка выявить реаль­ную осно­ву мифи­че­ских сюже­тов. Их сочи­не­ния боль­шей частью пред­став­ля­ют собой хро­ни­ки-ком­пи­ля­ции. От про­из­веде­ний Геро­до­та и Фукидида их отли­ча­ло отсут­ст­вие чет­ко выра­жен­ной основ­ной идеи. Наи­боль­шей извест­но­стью поль­зо­ва­лись Гека­тей из Миле­та и Гел­ла­ник из Мити­ле­ны.


2. Соста­ви­те­ли речей в суде, за солид­ное воз­на­граж­де­ние гото­вив­шие выступ­ле­ния участ­ву­ю­щим в тяж­бе и зачи­ты­вав­шие их. От лого­гра­фа тре­бо­ва­лось отра­зить в речи соци­аль­ное поло­же­ние, про­ис­хож­де­ние, воз­раст и харак­тер­ные осо­бен­но­сти заказ­чи­ка. Это пред­по­ла­га­ло пре­крас­ное вла­де­ние при­е­ма­ми ора­тор­ско­го искус­ства. Одна­ко из-за склон­но­сти к махи­на­ци­ям и дву­ли­чию лого­гра­фы не поль­зо­ва­лись ува­же­ни­ем в обще­стве. Одним из самых зна­ме­ни­тых лого­гра­фов был Лисий.


3. В эпо­ху позд­не­го Рима чинов­ник импе­ра­тор­ской адми­ни­ст­ра­ции, ведав­ший финан­са­ми.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • ДИАЛЕКТИКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Лисий.
Мрамор.
№ 96.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Лисий.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА