COGNÁTI (КОГНА́ТЫ)
«Cognationis substantia bifariam apud Romanos intelligitur. Nam quaedam cognationes jure civili, quaedam naturali connectuntur: nonnunquam utroque jure concurrente, et naturali, et civili, copulatur cognatio. Et quidem naturalis cognatio per se sine civili cognatione intelligitur, quae per feminam descendit, quae vulgo liberos peperit. Civilis autem per se, quae etiam legitima dicitur, sine jure naturali cognatio consistit per adoptionem. Utroque jure consistit cognatio, cum justis nuptiis contractis copulatur»[1] (Dig. 38, 10, 1, 4, 2). Иными словами, у римлян было два различных понятия о родстве: родство по jus civile[2] (agnatio, cognatio civilis или legitima[3]) и родство по jus gentium или naturale[4] (cognatio naturalis или cognatio κατ’ ἐξοχήν[5]). Агнаты определяются в Gaius, I. 156 и Just. Inst. I. 15, 1 (ср. Gaius, III. 10; Inst. III. 2, 1) как те, кто «per virilis sexus personas cognatione juncti»[6]. Но это определение должно быть расширено так, чтобы включать всех приемных родственников, например, братьев и дядьев, которых вообще нельзя назвать когнатами, если когнаты — это лица, связанные только кровными узами, а также женщин, которые путем вступления in manum mariti[7] становились filiae loco[8] своим супругам и, следовательно, агнатками своим собственным детям и вообще агнатам супругов. И наоборот, это определение должно быть сужено так, чтобы исключить когнатов, которые, хотя и per virilis sexus personas juncti, но за счет capitis deminutio minima[9] [Caput] покидали свою агнатическую семью (поэтому Ульпиан говорит, Reg. 11, 4, «ejusdem familiae»[10]). В сущности, агнаты — это лица, которые состоят в родстве друг с другом по мужской линии (независимо от того, является ли это родство кровным, приемным или квазиприемным, т. е., проистекающим из manus) и между которыми не поставлена преграда за счет умаления гражданских прав (capitis deminutio); а агнатическое родство — это связь между двумя или более лицами, основанная на potestas[11] или manus, которым все они были бы подчинены, если бы отец семейства был жив (Sir H. Maine, Ancient Law, pp. 146—
С другой стороны, естественное когнатическое родство (cognatio naturalis) или просто когнатическое родство — это то, что мы называем кровными узами. Оно независимо от отцовской власти, но (несмотря на максиму «civilis ratio naturalia jura corrumpere non potest»[12], Gaius, I. 158) оно — или, по крайней мере, его юридические последствия — уничтожалось наибольшим или средним умалением гражданских прав (Inst. I. 16, 6). Когнатами друг другу являются все те люди, которые происходят от одного и того же лица, которое может быть как мужчиной, так и женщиной («cognati… quasi ex uno nati»[13], Dig. 38, 8, 1, 1), а их родство может быть как линейным (как между предками и потомками), так и боковым (как между братьями и сестрами, дядьями и племянниками, кузенами и т. д.). Лица, имевшие обоих общих родителей, т. е. полнородные братья и сестры, собственно назывались germani[14]; consanguinei[15] — братья и сестры, рожденные разными матерями от одного отца; uterini[16] — братья и сестры, рожденные одной матерью от разных отцов. Незаконнорожденность не имела значения для когнатического родства. Отцовство детей, рожденных в конкубинате [Concubina], до некоторой степени признавалось законом (Inst. I. 10, 13), но дети, рожденные от менее постоянной связи (vulgo quaesiti), хотя и не имели отца с точки зрения закона, но считались детьми своей матери и являлись когнатами ей и друг другу (Inst. III. 4, 3; ib. 5, 4). Юстиниан также признавал когнатическое родство между свободными потомками рабыни (Inst. III. 6, 10). И даже нереальное когнатическое родство выводилась из реального агнатического, не основанного на кровном родстве: например, приемный ребенок мог притязать на наследство согласно эдикту в числе когнатов, если он упустил возможность заявить о своем праве агната по гражданскому закону. Но если законное агнатическое родство, возникшее из усыновления, уничтожалось умалением гражданских прав (т. е., эманципацией), то не сохранялось и когнатического родства, но агнат по рождению все же оставался когнатом и после эманципации, ибо «civilis ratio naturalia jura corrumpere non potest», cit. supr.
При определении степени когнатического родства (а также и агнатического, Inst. III. 6, 8) каждое поколение рассматривалось как удаление на один шаг от лица, родство с которым определяется. Так, родители и дети — когнаты первой степени друг другу; братья, сестры, деды и внуки — второй степени с.469 и так далее. На прилагаемой таблице изображены все степени до шестой; более дальним родственникам закон не давал никаких законных прав; так, когнаты более высокой степени, чем шестая, не могли притязать на наследство человека, умершего без завещания, за исключением детей троюродных брата или сестры, которые, как можно видеть, сами находились в шестой степени когнатического родства (Inst. III. 5, 5). Степень родства каждого лица на этой схеме по отношению к лицу, родство с которым определяется (is eave, &c.), указано цифрами, сопровождающими несколько слов: римские цифры указывают степень когнатического родства по каноническому праву, а арабские цифры — по римскому или гражданскому праву. Последний способ определения принят в Англии для установления лиц, имеющих право, как близкие родственники, на движимое имущество человека, умершего без завещания. В каноническом праве число, отражающее степень бокового родства, — это всегда большее из двух чисел (если они разные), отражающих удаленность каждой из сторон от общего предка; но в гражданском праве степень родства устанавливается путем подсчета от любого из двух лиц ко второму через общего предка. На вопрос о том, каково значение соответственно агнатического и когнатического родства в римской системе, можно ответить, что по старому закону последнее не давала никаких прав; оно только налагало обязанности, особенно в связи с браком. Мужчина не мог законно жениться на линейной когнатке или представительнице боковой линии (например, на сестре, племяннице или тетке), но они не имели абсолютно никаких прав по отношению друг к другу как когнаты. Например, если отец эманципировал младенца, то становился его опекуном, но не потому, что был его отцом (ибо агнатическая связь была разорвана), но по аналогии с хозяином и рабом, потому, что даровал ему благо независимости. С другой стороны, агнаты обладали значительными правами в отношении как опекунства, так и наследования без завещания. Но вся история римского права — это история постепенной замены агнатического родства как основания прав на когнатическое, особенно в сфере наследования [Bonorum Possessio], и в произведенной Юстинианом окончательной реформе закона о наследовании без завещания в новелле 118 исчезли последние следы каких-либо привилегий, предоставляемых агнатическим родством. Из предыдущих признаний когнатического родства гражданским правом, возможно, самое поразительное — это querela inofficiosi testamenti[17].