Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АТЕ́ЛИЯ

Ἀτέ­λεια, осво­бож­де­ние от повин­но­стей, было или пол­ное (ἀτέ­λεια ἁπάν­των), или огра­ни­чен­ное, когда осво­бож­да­ли толь­ко от неко­то­рых повин­но­стей, напр. от лей­тур­гий, извест­ных пошлин и пода­тей, или от воен­ной служ­бы (ἀτέ­λεια στρα­τείας), от кото­рой осво­бож­де­ны были, меж­ду про­чим, чле­ны сове­та. От повин­но­стей осво­бож­дать мож­но было так­же ино­стран­цев; так, в Афи­нах поль­зо­вал­ся этой при­ви­ле­ги­ей Лев­кон, пра­ви­тель бос­фор­ский, в награ­ду за ἀτέ­λεια, даро­ван­ную им афин­ским хлеб­ным тор­гов­цам. De­mosth. Lept. p. 466 слл; ср. т. ж. p. 474 сл. об осво­бож­де­нии фасос­цев. При пол­ной ἀτέ­λεια осво­бож­да­ли граж­дан от пошлин, лей­тур­гий, но не от три­е­рар­хии, мети­ков осво­бож­да­ли ино­гда от упла­ты метой­кия, а ино­гда и от иму­ще­ст­вен­ной пода­ти (εἰσφο­ρά), от кото­рой ни один граж­да­нин не мог быть осво­бож­ден. Ср. F. A. Wolf, Pro­le­go­me­na к его изд. речи Демо­сфе­на про­тив Леп­ти­на.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 175.
См. по теме: ПРИЗЫВ НА СУД • КАТАКЛЕСИИ • АКТУАРИИ • ЗАКОН ЭМИЛИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА