Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АТЕЛЛА́НЫ

Atellānae fabŭlae, lu­di Atel­la­ni, осо­бый род теат­раль­ных пред­став­ле­ний, полу­чив­ших назва­ние от кам­пан­ско­го горо­да Ател­лы и изо­бра­жав­ших пер­во­на­чаль­но жизнь малень­ких горо­дов в смеш­ном виде. После уни­что­же­ния само­сто­я­тель­но­сти Кам­па­нии и лати­ни­за­ции стра­ны они были пере­не­се­ны в Рим и поль­зо­ва­лись там боль­шим успе­хом. Сюжет боль­шей частью брал­ся из сель­ской жиз­ни в ее отли­чие от город­ской и вооб­ще из низ­ших сло­ев обще­ства. Пье­сы эти отли­ча­лись весе­лым харак­те­ром и были пере­пол­не­ны необуздан­ны­ми ост­ро­та­ми и забав­ны­ми шут­ка­ми. Неиз­мен­ны­ми лица­ми в них были: mac­cus, обжор­ли­вый, сла­до­страст­ный глу­пец; buc­co, широ­ко­уст, бес­стыд­но назой­ли­вый блюдо­лиз и бол­тун, pap­pus, ста­рый, все­ми наду­вае­мый скря­га, и dos­sen­nus, гор­ба­тый плут; были и стра­ши­ли­ща, напр. Man­du­cus, Pytho, La­mia. План пьес был прост и неза­тей­лив, язык про­сто­на­род­ный, совер­шен­но отлич­ный от язы­ка обра­зо­ван­ных клас­сов. Часто употреб­ля­лось даже оск­ское наре­чие. Ател­ла­ны сна­ча­ла, без сомне­ния, пред­став­ля­лись экс­пром­том, поз­же же, со вре­мен Сул­лы, когда Л. Пом­по­ний Боно­ний­ский и Кв. Новий при­да­ли им худо­же­ст­вен­ную фор­му и срав­ня­ли их с дру­ги­ми вида­ми комедии, пред­став­ле­ния осно­вы­ва­лись на писа­ном тек­сте, хотя и тогда еще дава­лось доволь­но мно­го про­сто­ра импро­ви­за­ции. Акте­ра­ми в Ател­ла­нах были сыно­вья рим­ских граж­дан, и это не вело для них к утра­те граж­дан­ской чести, кото­рой лиша­лись акте­ры по про­фес­сии. Из писа­те­лей Ател­лан извест­ны: Кв. Новий, Л. Пом­по­ний Боно­ний­ский, луч­ший из них, К. Мум­мий и др. Ател­ла­ны при при­стра­стии рим­лян к гру­бо­му комиз­му дол­го дер­жа­лись на сцене и дава­лись еще при импе­ра­то­рах; но мало-пома­лу их заме­ни­ли пан­то­ми­мы. Сна­ча­ла они дава­лись отдель­но, затем, когда Ливий Анд­ро­ник ввел гре­ко-рим­скую дра­му, они состав­ля­ли конец пред­став­ле­ния и пото­му назы­ва­лись так­же exo­dia. От них сохра­ни­лись почти толь­ко одни загла­вия, собра­ние Munk, de fa­bu­lis Atel­la­nis (1840) и Rib­beck, scae­ni­cae Ro­man. poe­sis frag­men­ta, II (2-е изд., 1873), стр. 191 сл.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 175.
См. по теме: ЭМБОЛИЙ, ЕМБОЛИЙ • ЭММЕЛИЯ, ЕММЕЛИЯ • КОРИФЕЙ • БРОНТЕЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА