Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АТАМА́НТ

Athămas, Ἀθά­μας, сын фес­са­лий­ско­го пра­ви­те­ля Эола (см. это сло­во), царь миний­цев в бео­тий­ском Орхо­мене. Он имел двух детей, Фрик­са и Гел­лу, от боги­ни обла­ков Нефе­лы, кото­рая, одна­ко, потом поки­ну­ла его за то, что он женил­ся на доче­ри Кад­ма Иное. С тех пор на его дом обру­ши­лись бед­ст­вия. Иноя, желая изба­вить­ся от детей Нефе­лы, сво­и­ми коз­ня­ми доби­лась того, что реше­но было Фрик­са при­не­сти в жерт­ву богам, но Нефе­ла спас­ла его и увез­ла вме­сте с Гел­лой на зла­то­рун­ном баране. Гел­ла во вре­мя бег­ства упа­ла в море, полу­чив­шее по ее име­ни назва­ние Гел­лес­понт; Фрикс же достиг на баране Айи и был при­нят дру­же­люб­но царем Айе­том, кото­рый выдал за него свою дочь Хал­ки­о­пу. Бара­на Фрикс при­нес в жерт­ву Зев­су (Ζεὺς Φύ­ξιος), а шку­ру его пове­сил в роще Арея. Впо­след­ст­вии само­му Ата­ман­ту пред­сто­я­ло из-за Фрик­са быть при­не­сен­ным в жерт­ву Зев­су (Ζεὺς Λα­φύσ­τιος-Φύ­ξιος), но его спас сын Фрик­са, Китис­сор, явив­ший­ся из Айи с изве­сти­ем, что Фрикс еще жив. За это на Китис­со­ра и его потом­ство обру­шил­ся гнев это­го бога, кото­ро­го необ­хо­ди­мо было уми­ло­стив­лять посто­ян­ны­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми из рода Ата­ман­ти­дов. Стар­ше­му в роде запре­ще­но было вхо­дить в общин­ный дом; если его там заста­ва­ли и уда­ва­лось схва­тить его, то при­но­си­ли его в жерт­ву Зев­су. Hdt. 7, 197. Фрикс спас­ся от подоб­ной уча­сти бег­ст­вом на баране, ибо баран счи­тал­ся иску­пи­тель­ной жерт­вой Зев­су до тех пор, пока кто-нибудь из Ата­ман­ти­дов не будет схва­чен и при­не­сен в жерт­ву. Руно бара­на, при­не­сен­но­го в жерт­ву вме­сто Фрик­са, сде­ла­лось сим­во­лом защи­ты и убе­жи­ща и было достав­ле­но обрат­но в Иолк Ясо­ном (цели­те­лем, уми­ло­сти­ви­те­лем, от ἰάομαι). См. Ar­go­nau­tae. Это и состав­ля­ет рели­ги­оз­ную под­клад­ку мифа об Ата­ман­те и золо­том руне.

Впо­след­ст­вии Ата­мант был лишен Герой рас­суд­ка за то, что Иноя вскор­ми­ла Дио­ни­са, сына сест­ры сво­ей Семе­лы и Зев­са. В при­пад­ке бешен­ства Ата­мант убил сына сво­его от Инои, Леар­ха. Иноя же, спа­са­ясь от него, бро­си­лась в море со вто­рым сыном, Мели­кер­том, и оба сде­ла­лись спа­си­тель­ны­ми мор­ски­ми боже­ства­ми, Иноя — под име­нем Лев­ко­теи, Мели­керт — под име­нем Палай­мо­на (почи­тал­ся осо­бен­но в Корин­фе, где, по пре­да­нию, труп его был выбро­шен на берег и погре­бен, см. Isthmia). На Ист­ме нахо­ди­лась его моги­ла и храм со ста­ту­я­ми Посей­до­на, Палай­мо­на и Лев­ко­теи. Палай­мон изо­бра­жал­ся в виде маль­чи­ка, сидя­ще­го на дель­фине или несо­мо­го мор­ски­ми боже­ства­ми. Ата­мант за про­ли­тие кро­ви дол­жен был бежать и посе­лил­ся в Епи­ре, в назван­ной по его име­ни Ата­мант­ской обла­сти. Apol­lod. 1, 9, 1. 2. Ov. met. 4, 416—542.

См. также:
АТАМАНТ (Словарь античности)
АФАМАНТ, АТАМАНТ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 176.
См. по теме: ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА