Мифы народов мира

АМФИАРА́Й (Ἀμφιάραος), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын Оиклея (аргос­ско­го) и Гиперм­не­стры (Hyg. Fab. 250), участ­ник похо­да семе­рых про­тив Фив, про­ри­ца­тель, родич Адрас­та (Apol­lod. III 6, 3), сна­ча­ла изгнав­ший его из Аргоса, но затем при­ми­рив­ший­ся с ним. Зло­па­мят­ный Адраст выдал за Амфи­а­рая свою сест­ру Эри­фи­лу, зная её ковар­ный нрав. Она и ста­ла при­чи­ной смер­ти мужа. Амфи­а­рай как про­ри­ца­тель пред­видел гибель­ный конец похо­да семе­рых про­тив Фив и отка­зал­ся в нём участ­во­вать. Одна­ко Эри­фи­ла, под­куп­лен­ная даром Поли­ни­ка — оже­ре­льем Гар­мо­нии (вари­ант: под­куп­лен­ная самим Адрас­том, Hyg. Fab. 73), уго­во­ри­ла мужа идти в поход. Взяв с сыно­вей клят­ву ото­мстить за него мате­ри, если он сам не вер­нёт­ся, Амфи­а­рай отпра­вил­ся (Apol­lod. III 6, 2). После раз­гро­ма войск семе­рых вождей под сте­на­ми Фив Амфи­а­рай обра­тил­ся в бег­ство, но бла­го­да­ря заступ­ни­че­ству Зев­са не был убит, а погло­щён вме­сте с колес­ни­цей раз­верз­шей­ся зем­лёй, чтобы затем по воле Зев­са стать бес­смерт­ным (III 6, 8). Сын Амфи­а­рая Алк­ме­он, мстя за отца, убил свою мать Эри­фи­лу.

Амфи­а­рай — про­ри­ца­тель. Он истол­ко­вал зло­ве­щие зна­ме­ния Зев­са как пред­ска­зы­ваю­щие близ­кую гибель вой­ска, иду­ще­го на Фивы, и участ­во­вал в осно­ва­нии иску­пи­тель­ных игр в память немей­ско­го царе­ви­ча Офель­та, гибель кото­ро­го Амфи­а­рай так­же истол­ко­вал как дур­ное пред­зна­ме­но­ва­ние (III 6, 4). Амфи­а­рай изо­бра­жа­ет­ся муже­ст­вен­ным геро­ем и муд­рым про­ри­ца­те­лем, кото­ро­го губят корыст­ные и често­лю­би­вые роди­чи. Как про­ри­ца­те­лю и тол­ко­ва­те­лю снов ему покро­ви­тель­ст­ву­ют Зевс и Апол­лон (Hom. Il. I 63, 72), при­чём, по одно­му из вари­ан­тов мифа, Амфи­а­рай — сын Апол­ло­на (Hyg. Fab. 128). Отсюда — бес­смер­тие Амфи­а­рая, его ора­кул, свя­ти­ли­ще и ста­туя в Оро­пе (в Атти­ке), где он даже почи­та­ет­ся богом (Paus. I 34, 1—2). Здесь раз в четы­ре года справ­лял­ся празд­ник, посвя­щён­ный Амфи­а­раю и вклю­чав­ший в себя состя­за­ния: пяти­бо­рье, кон­ный спорт и музы­каль­ное искус­ство. Вбли­зи хра­ма Амфи­а­рая — источ­ник, изле­чи­ваю­щий от болез­ней и явля­ю­щий­ся вопло­ще­ни­ем само­го Амфи­а­рая (I 34, 4). Ора­кул Амфи­а­рая свя­зан в основ­ном с пред­ска­за­ни­я­ми и откро­ве­ни­я­ми через сно­виде­ния (I 34, 5); имя Амфи­а­рая озна­ча­ет «про­из­но­ся­щий закли­на­ния».

См. также:
АМФИАРАЙ (Словарь античности)
АМФИАРАЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 71—72.
См. по теме: ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА