Словарь античности

МАНИ (перс. Ma­nes, греч. Ma­ni­chaios) (216—273), осно­ва­тель рели­ги­оз­но­го уче­ния, свя­зан­но­го с гно­сти­циз­мом; вос­пи­ты­вал­ся в хри­сти­ан­ской хили­а­сти­че­ской сек­те, при­над­ле­жал к знат­но­му роду. Шах из дина­стии Саса­нидов Шапур пре­до­ста­вил Мани пра­во пуб­лич­но про­по­ве­до­вать свои носив­шие рефор­ма­тор­ский харак­тер хили­а­сти­че­ские идеи, лег­шие в осно­ву ново­го рели­ги­оз­но­го уче­ния — мани­хей­ства. При шахе Бахра­те I вслед­ст­вие про­ис­ков зоро­аст­рий­ско­го жре­че­ства был бро­шен в тем­ни­цу и там умер. От трак­та­тов само­го Мани дошли отдель­ные цита­ты. Это объ­яс­ня­ет­ся жесто­ки­ми пре­сле­до­ва­ни­я­ми его сто­рон­ни­ков в саса­нид­ском Иране. Мани рас­смат­ри­вал себя как созда­те­ля миро­вой рели­гии, подоб­но Буд­де, Зоро­аст­ру или Хри­сту. Он верил в то, что после него не будет ника­ко­го дру­го­го вели­ко­го про­ро­ка, и трак­то­вал свое рели­ги­оз­ное уче­ние как един­ст­вен­но вер­ное. Вплоть до сред­них веков у хри­сти­ан­ской церк­ви Мани счи­тал­ся зако­ре­не­лым ере­ти­ком. Авгу­стин в моло­до­сти был после­до­ва­те­лем уче­ния Мани.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ГЕЛАСИЙ • ДИДИМ СЛЕПОЙ • АЛКИНОЙ • АБАРИС •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА