Словарь античности

МАРЦИАЛ Марк Вале­рий (Mar­cus Va­le­rius Mar­tia­lis) (родил­ся око­ло 40 в Биль­би­ли­се, Испа­ния, умер око­ло 102), клас­сик рим­ской эпи­грам­мы; вошел в сосло­вие всад­ни­ков и с 64 жил в Риме, где имел дом и вил­лу, был на поло­же­нии кли­ен­та, полу­чал мате­ри­аль­ную под­держ­ку от дру­зей и покро­ви­те­лей (сре­ди них Сене­ка Млад­ший и Лукан). В 98 вер­нул­ся в Биль­би­лис, посколь­ку не смог снис­кать рас­по­ло­же­ния импе­ра­то­ров Нер­вы и Тра­я­на. Мар­ци­ал напи­сал 15 книг эпи­грамм, сре­ди них «Зре­ли­ща», посвя­щен­ные откры­тию Коли­зея в Риме, а так­же «Гостин­цы» (кни­га 13-я) и «Подар­ки» (кни­га 14-я). Эпи­грам­мы Мар­ци­а­ла отли­ча­лись тон­ким юмо­ром, совер­шен­ст­вом язы­ка, отто­чен­но­стью сло­га, боль­шой фан­та­зи­ей, мет­ко­стью и бли­ста­тель­ной игрой слов. В них он бес­по­щад­но клей­мит чело­ве­че­ские сла­бо­сти, глу­пость, лице­ме­рие, ску­пость, рас­то­чи­тель­ство, мораль­ную рас­пу­щен­ность, физи­че­ские недо­стат­ки и паде­ние нра­вов зна­ти Рим­ской импе­рии, в первую оче­редь ее сто­ли­цы. Он едко высме­и­ва­ет целые соци­аль­ные груп­пы (фило­со­фов, юри­стов, арти­стов, вра­чей, грам­ма­ти­ков, бра­до­бре­ев), нуво­ри­шей, пара­зи­ти­че­ские эле­мен­ты и бро­саю­щи­е­ся в гла­за, но не самые типич­ные явле­ния рим­ской обще­ст­вен­ной жиз­ни. При этом Мар­ци­ал сохра­ня­ет чув­ство так­та и не назы­ва­ет под­лин­ных имен сво­их пер­со­на­жей. Напро­тив, в неко­то­рых сво­их сти­хах, посвя­щен­ных како­му-либо собы­тию или нося­щих откро­вен­но хва­леб­ный харак­тер, он назы­ва­ет име­на импе­ра­то­ров и дру­гих сво­их покро­ви­те­лей. Вос­хва­ле­ние Доми­ци­а­на обу­слов­ле­но кон­крет­ной исто­ри­че­ской ситу­а­ци­ей и зави­си­мым поло­же­ни­ем Мар­ци­а­ла. Но у поэта есть так­же стро­ки, про­ник­ну­тые доб­ры­ми чув­ства­ми и иду­щие от само­го серд­ца. Мар­ци­ал писал дак­ти­лем, ямбом, ген­де­ка­сил­ла­бом и холи­ям­бом. Мар­ци­ал при жиз­ни снис­кал сла­ву во всех частях Рим­ской импе­рии, был попу­ля­рен на про­тя­же­нии всей эпо­хи позд­ней антич­но­сти. Начи­ная с эпо­хи Воз­рож­де­ния его твор­че­ство ока­за­ло зна­чи­тель­ное вли­я­ние на лите­ра­тур­ную эпи­грам­му.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МАНЕФОН • ЛУЦИЛИЙ • ЛИКОФРОН • ЛИВИЙ АНДРОНИК •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА