Словарь античности

МАТЕМАТИКА (от греч. mathe­ma — зна­че­ние, нау­ка). В эпо­ху антич­но­сти уро­вень раз­ви­тия мате­ма­ти­ки был очень высок. Гре­ки исполь­зо­ва­ли накоп­лен­ные в Вави­ло­нии и Егип­те ариф­ме­ти­че­ские и гео­мет­ри­че­ские зна­ния, но досто­вер­ных дан­ных, поз­во­ля­ю­щих точ­но опре­де­лить их воздей­ст­вие, а так­же вли­я­ние тра­ди­ции кри­то-микен­ской куль­ту­ры, нет. Исто­рия мате­ма­ти­ки в Древ­ней Гре­ции, вклю­чая эпо­ху элли­низ­ма, делит­ся на 4 пери­о­да.

1. Ионий­ский пери­од (око­ло 600—450 до н. э.). В резуль­та­те само­сто­я­тель­но­го раз­ви­тия, а так­же на осно­ве опре­де­лен­но­го запа­са мате­ма­ти­че­ских зна­ний, заим­ст­во­ван­ных у вави­ло­нян и егип­тян, мате­ма­ти­ка пре­вра­ти­лась в осо­бую науч­ную дис­ци­пли­ну, осно­ван­ную на дедук­тив­ном мето­де. Об этом свиде­тель­ст­во­ва­ли сочи­не­ния неко­то­рых после­до­ва­те­лей ионий­ской натур­фи­ло­со­фии и пифа­го­рей­цев. Соглас­но антич­но­му пре­да­нию, имен­но Фалес поло­жил нача­ло это­му про­цес­су. Одна­ко истин­ная заслу­га в созда­нии мате­ма­ти­ки как нау­ки при­над­ле­жит, види­мо, Ана­к­са­го­ру и Гип­по­кра­ту Хиос­ско­му. Демо­крит, наблюдая за игрой на музы­каль­ных инстру­мен­тах, уста­но­вил, что высота тона зву­ча­щей стру­ны изме­ня­ет­ся в зави­си­мо­сти от ее дли­ны. Исхо­дя из это­го, он опре­де­лил, что интер­ва­лы музы­каль­ной гам­мы могут быть выра­же­ны отно­ше­ни­я­ми про­стей­ших целых чисел. Осно­вы­ва­ясь на идее об ато­ми­сти­че­ской струк­ту­ре про­стран­ства (пред­по­ла­га­лось, что линии, поверх­но­сти и объ­е­мы состо­ят из мель­чай­ших эле­мен­тов), он вывел фор­му­лы для опре­де­ле­ния объ­е­ма кону­са и пира­миды. Наи­бо­лее круп­ным мате­ма­ти­ком сре­ди пифа­го­рей­цев сле­ду­ет, по-види­мо­му, счи­тать Архи­та. Для мате­ма­ти­че­ской мыс­ли это­го пери­о­да было харак­тер­но наряду с накоп­ле­ни­ем эле­мен­тар­ных сведе­ний по гео­мет­рии нали­чие зачат­ков тео­рии двой­ст­вен­но­сти, эле­мен­тов сте­рео­мет­рии, фор­ми­ро­ва­ние общей тео­рии дели­мо­сти и уче­ния о вели­чи­нах и изме­ре­нии.

2. Афин­ский пери­од (око­ло 450—300 до н. э.). Раз­ви­ва­ют­ся спе­ци­фи­че­ские гре­че­ские мате­ма­ти­че­ские дис­ци­пли­ны, наи­бо­лее зна­чи­тель­ной из кото­рых была гео­мет­ри­че­ская алгеб­ра. Целью гео­мет­ри­за­ции мате­ма­ти­ки, в сущ­но­сти, был поиск реше­ния чисто алгеб­ра­и­че­ских задач (линей­ные и квад­рат­ные урав­не­ния) с помо­щью нагляд­ных гео­мет­ри­че­ских обра­зов. Он был обу­слов­лен стрем­ле­ни­ем най­ти выход из затруд­ни­тель­но­го поло­же­ния, в кото­ром ока­за­лась мате­ма­ти­ка вслед­ст­вие откры­тия ирра­цио­наль­ных вели­чин. При­ме­не­ние новых спо­со­бов реше­ния зада­чи о квад­ра­ту­ре кру­га («тео­ре­ма о луноч­ках») Гип­по­кра­та и в первую оче­редь дока­за­тель­ство несо­из­ме­ри­мо­сти (соиз­ме­ри­мо­сти) диа­го­на­ли квад­ра­та с его сто­ро­ной, по-види­мо­му откры­тое пифа­го­рей­цем Гип­па­сом Мета­понт­ским (око­ло 400 до н. э.), опро­верг­ли утвер­жде­ние, что соот­но­ше­ния любых мате­ма­ти­че­ских вели­чин могут быть выра­же­ны через отно­ше­ния целых чисел, т. е. через рацио­наль­ные вели­чи­ны (Arith­me­ti­ca uni­ver­sa­lis). Под вли­я­ни­ем сочи­не­ний Пла­то­на и его уче­ни­ков Фео­дор Кирен­ский и Теэтет зани­ма­лись раз­ра­бот­кой про­бле­мы несо­из­ме­ри­мо­сти отрез­ков, в то вре­мя как Евдокс Книд­ский сфор­му­ли­ро­вал общую тео­рию отно­ше­ний, кото­рую мож­но было при­ме­нять так­же и для ирра­цио­наль­ных вели­чин. Тем самым он внес вклад в пре­одо­ле­ние кри­зи­са гре­че­ской мате­ма­ти­ки. Одна­ко сво­бод­но­му раз­ви­тию мате­ма­ти­че­ской мыс­ли в этот пери­од, даль­ней­ше­му ста­нов­ле­нию ее мето­до­ло­гии и накоп­ле­нию кон­крет­но­го мате­ри­а­ла пре­пят­ст­во­вал про­воз­гла­шае­мый Пла­то­ном и его после­до­ва­те­ля­ми при­мат умо­зри­тель­но­го, в том чис­ле мате­ма­ти­че­ско­го, зна­ния над эмпи­ри­че­ским.

3. Элли­ни­сти­че­ский пери­од (око­ло 300—150 до н. э.). В эпо­ху элли­низ­ма антич­ная мате­ма­ти­ка достиг­ла выс­шей ста­дии раз­ви­тия. В тече­ние мно­гих сто­ле­тий основ­ным цен­тром мате­ма­ти­че­ских иссле­до­ва­ний оста­вал­ся алек­сан­дрий­ский Мусей­он. В этот пери­од появ­ля­ет­ся труд, в кото­ром систе­ма­ти­зи­ру­ют­ся и обоб­ща­ют­ся дости­же­ния пред­ше­ст­ву­ю­щих поко­ле­ний мате­ма­ти­ков. Око­ло 325 до н. э. Евклид напи­сал сочи­не­ние «Нача­ла» (13 книг); будучи после­до­ва­те­лем Пла­то­на, он прак­ти­че­ски не рас­смат­ри­вал при­клад­ные аспек­ты мате­ма­ти­ки. Им уде­лял осо­бое вни­ма­ние Герон Алек­сан­дрий­ский. Толь­ко созда­ние уче­ны­ми Запад­ной Евро­пы в 17 в. новой мате­ма­ти­ки пере­мен­ных вели­чин ока­за­лось по зна­че­нию выше того вкла­да, кото­рый Архи­мед внес в раз­ра­бот­ку мате­ма­ти­че­ских про­блем. Он не толь­ко, по сути дела, при­бли­зил­ся к ана­ли­зу бес­ко­неч­но малых вели­чин, но и высту­пил в под­держ­ку мате­ри­а­ли­сти­че­ских взглядов Демо­кри­та. Апол­ло­ний Перг­ский, осно­вы­ва­ясь на трак­та­тах Мена­хма (око­ло 350 до н. э.), Евклида и дру­гих, создал закон­чен­ную тео­рию кони­че­ских сече­ний. В обла­сти мате­ма­ти­че­ских иссле­до­ва­ний в этот пери­од основ­ное вни­ма­ние уде­ля­лось так­же изу­че­нию алгеб­ра­и­че­ских кри­вых, кото­ры­ми зани­ма­лись Диокл (око­ло 180 до н. э.), Нико­мед (око­ло 180 до н. э.), Пер­сей (око­ло 150 до н. э.), и раз­ра­бот­ке мате­ма­ти­че­ских мето­дов в тео­ре­ти­че­ской аст­ро­но­мии (тео­рия эпи­цик­лов, вычис­ле­ние хорд), что нашло отра­же­ние в трудах Апол­ло­ния Перг­ско­го, Мене­лая Алек­сан­дрий­ско­го и Клав­дия Пто­ле­мея. Наряду с широ­ким исполь­зо­ва­ни­ем мате­ма­ти­ки в при­клад­ных целях (Архи­мед) и при­ме­не­ни­ем ее для раз­ре­ше­ния про­блем в обла­сти физи­ки и меха­ни­ки вновь обна­ру­жи­лась тен­ден­ция, в част­но­сти со сто­ро­ны неопи­фа­го­рей­цев, при­пи­сы­вать чис­лам осо­бые, сверхъ­есте­ствен­ные каче­ства (Ямвлих).

4. Завер­шаю­щий пери­од (око­ло 150—60 до н. э.). К само­сто­я­тель­ным дости­же­ни­ям рим­ской мате­ма­ти­ки мож­но отне­сти лишь созда­ние систе­мы гру­бо при­бли­жен­ных вычис­ле­ний и напи­са­ние несколь­ких трак­та­тов по гео­де­зии, в осно­ву кото­рых лег­ли работы Геро­на Алек­сан­дрий­ско­го. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ный вклад в раз­ви­тие антич­ной мате­ма­ти­ки на ее заклю­чи­тель­ном эта­пе внес Дио­фант. Исполь­зо­вав, види­мо, дан­ные еги­пет­ских и вави­лон­ских мате­ма­ти­ков, он про­дол­жил раз­ра­бот­ку мето­дов алгеб­ра­и­че­ских исчис­ле­ний. Дея­тель­ность неопи­фа­го­рей­цев и нео­пла­то­ни­ков, а так­же мате­ма­ти­ков, работав­ших в алек­сан­дрий­ском Мусей­оне, была обу­слов­ле­на стрем­ле­ни­ем сохра­нить зна­ния, накоп­лен­ные выдаю­щи­ми­ся пред­ста­ви­те­ля­ми гре­че­ской мате­ма­ти­че­ской мыс­ли. Наряду с уси­ле­ни­ем рели­ги­оз­но-мисти­че­ско­го инте­ре­са к чис­лам про­дол­жа­лась так­же раз­ра­бот­ка под­лин­ной тео­рии чисел. Этим зани­мал­ся, в част­но­сти, Нико­мах Герас­ский (око­ло 100 до н. э.). Были так­же состав­ле­ны пре­вос­ход­ные ком­мен­та­рии ко мно­гим мате­ма­ти­че­ским сочи­не­ни­ям и напи­са­ны работы, в кото­рых систе­ма­ти­зи­ро­ва­лись ито­ги иссле­до­ва­ний в обла­сти мате­ма­ти­ки (Папп Алек­сан­дрий­ский и нео­пла­то­ник Прокл). В целом в усло­ви­ях ост­ро­го кри­зи­са рабо­вла­дель­че­ско­го спо­со­ба про­из­вод­ства и пере­хо­да к фео­даль­ной обще­ст­вен­но-эко­но­ми­че­ской фор­ма­ции в мате­ма­ти­ке наблюдал­ся регресс. Звер­ское убий­ство авто­ра ряда трудов по мате­ма­ти­ке Ипа­тии в 415 сим­во­ли­зи­ро­ва­ло конец алек­сан­дрий­ской мате­ма­ти­че­ской шко­лы. В 529 по при­ка­зу визан­тий­ско­го импе­ра­то­ра Юсти­ни­а­на, яро­го побор­ни­ка хри­сти­ан­ской веры, афин­ская Ака­де­мия как центр рас­про­стра­не­ния «язы­че­ских и губи­тель­ных уче­ний» была закры­та. Теперь толь­ко Визан­тия вплоть до 9 в. оста­ва­лась хра­ни­тель­ни­цей тра­ди­ций антич­ной мате­ма­ти­ки. Бла­го­да­ря сохра­нив­шим­ся визан­тий­ским копи­ям сочи­не­ний гре­че­ских мате­ма­ти­ков и их позд­ней­шим араб­ским пере­во­дам до нас дошла зна­чи­тель­ная часть мате­ма­ти­че­ских зна­ний, накоп­лен­ных в пери­од рас­па­да Рим­ской импе­рии. Бур­ное раз­ви­тие нау­ки в Запад­ной Евро­пе в эпо­ху Воз­рож­де­ния при­ве­ло к тому, что запад­но­ев­ро­пей­ские уче­ные посте­пен­но озна­ко­ми­лись с сочи­не­ни­я­ми гре­че­ских мате­ма­ти­ков (бо́льшая часть сохра­ни­лись в араб­ских и еврей­ских пере­во­дах). В 15—16 вв. гума­ни­сты про­во­ди­ли тек­сто­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния сохра­нив­ших­ся работ с целью вос­ста­нов­ле­ния пер­во­на­чаль­ных тек­стов. В 16—17 вв. труды круп­ней­ших гре­че­ских мате­ма­ти­ков (Евклид, Папп, Пто­ле­мей, Апол­ло­ний, Дио­фант) вышли на латин­ском и гре­че­ском язы­ках. Они ока­за­ли огром­ное вли­я­ние на ста­нов­ле­ние выс­шей мате­ма­ти­ки ново­го вре­ме­ни.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЗАТМЕНИЕ, ЭКЛИПСИС • БРУМА • БООТ • ГИДРОСТАТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА