Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ВАВИЛО́НИЯ

Ba­by­lo­nia.

I. Гео­гра­фия. ἡ Βα­βυλω­νία, в обшир­ном смыс­ле — вся Асси­рия и Месо­пота­мия, а в тес­ном — южная часть рав­ни­ны, про­сти­раю­щей­ся меж­ду Тиг­ром и Евфра­том, начи­ная с того места, где эти реки наи­бо­лее сбли­жа­ют­ся (где нахо­дит­ся так назы­вае­мая Мидий­ская сте­на, или τὸ Σε­μιρά­μιδος διατεί­χισ­μα, н. раз­ва­ли­ны Сидд-Ним­руд), до соеди­не­ния обе­их рек. Эта рав­ни­на, назы­вае­мая ныне Ирак-Ара­би, пере­се­ка­лась мно­же­ст­вом кана­лов, зна­чи­тель­ней­шим из кото­рых был Цар­ский канал, ὁ βα­σίλειος πο­ταμός, и ныне еще назы­вае­мый Награл-Мальк, — вдоль Мидий­ской сте­ны. Из горо­дов этой весь­ма пло­до­род­ной стра­ны, кро­ме Вави­ло­на, заме­ча­тель­ны: Апа­мея, при соеди­не­нии Евфра­та с Тиг­ром, Тере­дон и Куна­к­са (при н. Фелу­я­хе) близ Евфра­та и Вави­ло­на, извест­ная по сра­же­нию меж­ду Киром и Арта­к­серк­сом в 400 г. до Р. Х.

II. Исто­рия. Древ­ней­шая вави­лон­ская исто­рия в общем коро­че и бед­нее асси­рий­ской, хотя она вос­хо­дит срав­ни­тель­но до более глу­бо­кой древ­но­сти, пото­му что Вави­лон­ское цар­ство осно­ва­но, надо думать, рань­ше Асси­рий­ско­го. По Мои­се­е­вой таб­ли­це наро­дов, вави­ло­няне — семит­ское пле­мя; по воз­зре­нию гре­ков, это тво­ре­ние Бела, а Асси­рия осно­ва­на сыном его Нином, тогда как Кте­сий утвер­жда­ет наобо­рот, что Асси­рия дала нача­ло Вави­ло­нии. По тузем­но­му ска­за­нию, запи­сан­но­му у Беро­са (см. Be­ro­sus), до все­мир­но­го пото­па Вави­ло­ни­ей управ­ля­ли 10 царей; народ в ней пер­во­на­чаль­но был неве­же­ст­вен и груб и жил без вся­ко­го бла­го­устрой­ства; при 3-м царе сюда при­шел Оан­нес, бас­но­слов­ный зверь-рыба, знав­ший чело­ве­че­скую речь, не при­ни­мав­ший ника­кой пищи и каж­дый вечер ухо­див­ший обрат­но в море. От него народ полу­чил искус­ства и нау­ки, осо­бен­но пись­мен­ные и чис­лен­ные зна­ки, гео­мет­рию и стро­и­тель­ное искус­ство. После вели­ко­го пото­па, про­ис­шед­ше­го при послед­нем из этих царей (может быть, при послед­ней дина­стии), цар­ст­во­ва­ли, по Беро­су, 7 дина­стий — до заво­е­ва­ния Вави­ло­нии пер­са­ми; в этот счет вхо­дит и пери­од 500-лет­не­го вла­ды­че­ства асси­ри­ян, кото­рое сверг­ну­то было лишь Набо­насса­ром; об этом, а так­же и о даль­ней­шей исто­рии Вави­ло­нии см. Ne­bu­cad­ne­zar. Рели­ги­оз­ный культ состо­ял в покло­не­нии 7-ми боль­шим пла­не­там, кото­ры­ми счи­та­лись: Солн­це, Луна, Юпи­тер (Баал, эфи­оп­ский Амун), Вене­ра (Мени или Милит­та, фини­кий­ский Ашто­реф), Мер­ку­рий (Нэбо), Марс (Меро­дах), Сатурн (Киун, вме­сте с Нер­га­лем — 2 несчаст­ли­вые звезды). Слу­же­ние этим боже­ствам соеди­не­но было с аст­ро­но­ми­ей (храм Бела слу­жил в то же вре­мя и обсер­ва­то­ри­ей), но так­же и с аст­ро­ло­ги­ей (ср. Astro­lo­gia и Chal­daei). Кро­ме того, каж­дый город и каж­дая мест­ность име­ли, как и в Егип­те, свое мест­ное боже­ство, θεὸς ἐγχώ­ριος. Жре­че­ская каста магов (см. Ma­gi), кото­рые назы­ва­лись по пре­иму­ще­ству хал­де­я­ми (Кас­дим), про­из­во­ди­ли свои иссле­до­ва­ния в кол­ле­ги­ях (συσ­τή­ματα) и пере­да­ва­ли свою нау­ку из рода в род семей­ным пре­да­ни­ем. Пере­шла отсюда к мидя­нам и пер­сам. См. Dun­cker, Ge­sch. des Al­ter­thums, Bd. I.

См. также:
ВАВИЛОНИЯ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 199.
См. по теме: ЭННЕАОДЫ, ЕННЕАОДЫ • ЭПАКРИЯ, ЕПАКРИЯ • ДАТ • ЭЛЛОПИЯ, ЕЛЛОПИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА