Словарь античности

МЕДИЦИНА (от лат. me­di­ci­na — нау­ка о лече­нии). Пер­вые сведе­ния о меди­цине древ­них гре­ков, кото­рая в ран­ний пери­од их исто­рии нахо­ди­лась под вли­я­ни­ем древ­ней восточ­ной меди­ци­ны, содер­жат­ся в гоме­ров­ском эпо­се (8 в. до н. э.). Вра­че­ва­ни­ем (уда­ле­ние нако­неч­ни­ков стрел и копий, нало­же­ние повя­зок, оста­нов­ка кро­во­те­че­ния, при­ме­не­ние боле­уто­ля­щих лекарств и напит­ков) зани­ма­лись люди, не имев­шие спе­ци­аль­но­го меди­цин­ско­го обра­зо­ва­ния. Меди­цин­ские зна­ния пере­да­ва­лись от отца к сыну. В чис­ле дру­гих геро­ев в «Илиа­де» упо­ми­на­ют­ся све­ду­щие в меди­цине сыно­вья Аскле­пия Маха­он и Пода­ли­рий. О тех, кто обу­чал­ся вра­чеб­но­му искус­ству, гово­рит­ся толь­ко в напи­сан­ной позд­нее «Одис­сее». Тен­ден­ции к при­об­ре­те­нию позна­ний в обла­сти меди­ци­ны эмпи­ри­че­ским путем не пре­пят­ст­во­ва­ло воз­ник­но­ве­ние во всей Гре­ции хра­мов, в кото­рых про­во­ди­лось обу­че­ние искус­ству вра­че­ва­ния. В эти ора­ку­лы и свя­ти­ли­ща, основ­ным типом кото­рых позд­нее сде­ла­лись аскле­пей­о­ны, сте­ка­лись боль­ные. Их пре­бы­ва­ние на терри­то­рии хра­мов стро­го регу­ли­ро­ва­лось в соот­вет­ст­вии с гиги­е­ни­че­ски­ми пред­пи­са­ни­я­ми и рели­ги­оз­ны­ми веро­ва­ни­я­ми. Счи­та­лось, что метод лече­ния может пред­ска­зать инку­ба­ция. Боль­но­му обыч­но про­пи­сы­ва­ли лечеб­ный мас­саж и дие­ту. За про­ис­шед­шее яко­бы по воле богов изле­че­ние пола­га­лось пла­тить день­га­ми или жерт­во­вать в поль­зу хра­ма золо­то, сереб­ро, камень, а так­же гипс. Наряду с лече­ни­ем в хра­мах пред­ста­ви­те­ли соци­аль­ных низов на про­тя­же­нии антич­ной эпо­хи при­бе­га­ли к маги­че­ским при­е­мам и мисти­ке (отпу­ги­ва­ние демо­нов, широ­кое при­ме­не­ние маги­че­ских закли­на­ний, аму­ле­тов, исполь­зо­ва­ние в каче­стве лекарств, средств чело­ве­че­ских и живот­ных экс­кре­мен­тов). В 7—6 вв. до н. э. появи­лись про­фес­сио­наль­ные потом­ст­вен­ные вра­чи, вед­шие свою родо­слов­ную от Аскле­пия (аскле­пи­а­ды) и при­бе­гав­шие к осно­ван­ным на эмпи­риз­ме мето­дам лече­ния. Под воздей­ст­ви­ем фило­соф­ских уче­ний они раз­ра­бота­ли пер­вые науч­ные прин­ци­пы меди­ци­ны и одно­вре­мен­но зало­жи­ли осно­вы совре­мен­ной меди­ци­ны. Идеи ионий­ской натур­фи­ло­со­фии сти­му­ли­ро­ва­ли инте­рес меди­ков к изу­че­нию основ­ных при­чин заболе­ва­ний, пато­ло­гии и стро­е­ния чело­ве­че­ско­го тела. Фило­соф­ские уче­ния Пла­то­на и осо­бен­но Ари­сто­те­ля с харак­тер­ны­ми для них тен­ден­ци­я­ми к систе­ма­ти­зи­ро­ван­но­му ана­ли­зу раз­лич­ных отрас­лей зна­ний спо­соб­ст­во­ва­ли повы­ше­нию в 4 в. до н. э. роли таких тео­ре­ти­че­ских дис­ци­плин меди­цин­ской нау­ки, как ана­то­мия и физио­ло­гия. Конеч­но, ана­то­мо-физио­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния про­во­ди­лись чисто тео­ре­ти­че­ски (напри­мер, окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние уче­ния о 4 основ­ных соках в орга­низ­ме). Про­во­ди­мые алек­сан­дрий­ски­ми вра­ча­ми Геро­фи­лом и Эра­си­стра­том (3 в. до н. э.) ана­то­ми­че­ские иссле­до­ва­ния, напро­тив, спо­соб­ст­во­ва­ли ста­нов­ле­нию чисто прак­ти­че­ской меди­ци­ны, обо­га­ти­ли антич­ную меди­цин­скую нау­ку цен­ны­ми сведе­ни­я­ми о стро­е­нии и функ­ци­ях орга­нов чело­ве­че­ско­го тела и зало­жи­ли осно­ву для раз­ви­тия хирур­гии. Заро­див­ше­е­ся в 300 до н. э. фило­соф­ское уче­ние скеп­ти­ков в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни обу­сло­ви­ло воз­ник­но­ве­ние шко­лы вра­чей-эмпи­ри­ков. Ато­ми­сти­че­ские воз­зре­ния Эпи­ку­ра созда­ли пред­по­сыл­ки для ста­нов­ле­ния меди­цин­ских взглядов Аскле­пи­а­да и появ­ле­ния мето­ди­че­ской шко­лы в меди­цине. Дея­тель­ность Аскле­пи­а­да поло­жи­ла нача­ло усво­е­нию рим­ля­на­ми меди­цин­ско­го наследия Древ­ней Гре­ции. До это­го рим­ские вра­чи хотя и раз­ра­бота­ли ряд гиги­е­ни­че­ских пред­пи­са­ний и при­ме­ня­ли хирур­ги­че­ское вме­ша­тель­ство, одна­ко в основ­ном исполь­зо­ва­ли маги­че­ские закли­на­ния и рели­ги­оз­ные обы­чаи. Об этом, в част­но­сти, свиде­тель­ст­ву­ет меди­цин­ский трак­тат Като­на Стар­ше­го. Бла­го­да­ря доступ­но­сти уче­ния Аскле­пи­а­да и широ­ким воз­мож­но­стям его при­ме­не­ния на прак­ти­ке древ­не­гре­че­ские меди­цин­ские зна­ния соста­ви­ли осно­ву для раз­ви­тия рим­ской меди­ци­ны. Послед­ним фило­соф­ским направ­ле­ни­ем, ока­зав­шим воздей­ст­вие на прин­ци­пы меди­ци­ны, была Сред­няя Стоя. Воз­ник­но­ве­ние пнев­ма­ти­че­ской шко­лы вызва­ло бур­ную поле­ми­ку меж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми раз­лич­ных тече­ний в меди­цин­ской нау­ке и обу­сло­ви­ло насту­пив­ший в 1 в. н. э. послед­ний пери­од рас­цве­та антич­ной меди­ци­ны. Его куль­ми­на­ци­ей и заклю­чи­тель­ным эта­пом была дея­тель­ность Гале­на (2 в. н. э.), в сво­их трудах систе­ма­ти­зи­ро­вав­ше­го и обоб­щив­ше­го мно­го­ве­ко­вой вра­чеб­ный опыт. Дости­же­ния вра­чей после­дую­щих поко­ле­ний (Ори­ба­зий, Аэций Амидий­ский, Алек­сандр Тралль­ский) заклю­ча­лись в состав­ле­нии обзо­ров меди­цин­ских зна­ний на осно­ве кон­спек­тов сочи­не­ний антич­ных меди­ков, в первую оче­редь Гале­на. В соот­вет­ст­вии с потреб­но­стя­ми сво­ей эпо­хи наи­бо­лее зна­чи­тель­ное место зани­ма­ло в них изло­же­ние зна­ний из обла­сти прак­ти­че­ской меди­ци­ны — тера­пии. Инте­рес к ее науч­ным осно­вам рез­ко упал, веду­щую роль ста­ли играть раз­лич­ные суе­ве­рия и маги­че­ские дей­ст­вия. Для рим­ской меди­ци­ны так­же было харак­тер­но пре­не­бре­же­ние науч­ной сто­ро­ной меди­ци­ны и ори­ен­та­ция на чисто прак­ти­че­ское ее при­ме­не­ние. За исклю­че­ни­ем труда А. Цель­са и трак­та­тов Целия Авре­ли­а­на, Кас­сия Фелик­са (5 в. н. э.) и Вин­ди­ци­а­на, обоб­щаю­щих опыт гре­че­ских вра­чей, из работ рим­ских вра­чей в 1—6 вв. н. э. достой­ны упо­ми­на­ния толь­ко опи­са­ния лекарств, средств и рецеп­тур­ные сбор­ни­ки. Послед­ним круп­ным рим­ским вра­чом счи­тал­ся Антим (6 в.). Сохра­ни­лось его посла­ние коро­лю фран­ков Тео­до­ри­ху, посвя­щен­ное про­бле­мам дие­ты и опи­сы­ваю­щее, как нуж­но пра­виль­но потреб­лять раз­лич­ные виды пищи. В пери­од ран­не­го сред­не­ве­ко­вья толь­ко срав­ни­тель­но неболь­шая часть гре­че­ских меди­цин­ских тек­стов была пере­веде­на на латин­ский язык для исполь­зо­ва­ния запад­но­ев­ро­пей­ской меди­ци­ной. После захва­та ара­ба­ми Алек­сан­дрии в их руках ока­за­лись мно­гие груды гре­че­ских вра­чей. Бла­го­да­ря про­ис­хо­див­ше­му начи­ная с 11 в. зна­ком­ству с дости­же­ни­я­ми уче­ных араб­ско­го мира меди­ци­ной Запад­ной Евро­пы вос­при­ня­ла меди­цин­ские зна­ния антич­ной эпо­хи и поль­зо­ва­лась ими вплоть до ново­го вре­ме­ни.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭФИППИЙ • ДАМОСИЯ • КУРИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл перевязывает руку Патрокла.
Краснофигурный килик. Аттика.
Гончар Сосий (по сигнатуре); художник: Мастер Сосия (Бизли) / Мастер Берлина (Робертсон).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА