МЕДИЦИНА (от лат. medicina — наука о лечении). Первые сведения о медицине древних греков, которая в ранний период их истории находилась под влиянием древней восточной медицины, содержатся в гомеровском эпосе (8 в. до н. э.). Врачеванием (удаление наконечников стрел и копий, наложение повязок, остановка кровотечения, применение болеутолящих лекарств и напитков) занимались люди, не имевшие специального медицинского образования. Медицинские знания передавались от отца к сыну. В числе других героев в «Илиаде» упоминаются сведущие в медицине сыновья Асклепия Махаон и Подалирий. О тех, кто обучался врачебному искусству, говорится только в написанной позднее «Одиссее». Тенденции к приобретению познаний в области медицины эмпирическим путем не препятствовало возникновение во всей Греции храмов, в которых проводилось обучение искусству врачевания. В эти оракулы и святилища, основным типом которых позднее сделались асклепейоны, стекались больные. Их пребывание на территории храмов строго регулировалось в соответствии с гигиеническими предписаниями и религиозными верованиями. Считалось, что метод лечения может предсказать инкубация. Больному обычно прописывали лечебный массаж и диету. За происшедшее якобы по воле богов излечение полагалось платить деньгами или жертвовать в пользу храма золото, серебро, камень, а также гипс. Наряду с лечением в храмах представители социальных низов на протяжении античной эпохи прибегали к магическим приемам и мистике (отпугивание демонов, широкое применение магических заклинаний, амулетов, использование в качестве лекарств, средств человеческих и животных экскрементов). В 7—6 вв. до н. э. появились профессиональные потомственные врачи, ведшие свою родословную от Асклепия (асклепиады) и прибегавшие к основанным на эмпиризме методам лечения. Под воздействием философских учений они разработали первые научные принципы медицины и одновременно заложили основы современной медицины. Идеи ионийской натурфилософии стимулировали интерес медиков к изучению основных причин заболеваний, патологии и строения человеческого тела. Философские учения Платона и особенно Аристотеля с характерными для них тенденциями к систематизированному анализу различных отраслей знаний способствовали повышению в 4 в. до н. э. роли таких теоретических дисциплин медицинской науки, как анатомия и физиология. Конечно, анатомо-физиологические исследования проводились чисто теоретически (например, окончательное оформление учения о 4 основных соках в организме). Проводимые александрийскими врачами Герофилом и Эрасистратом (3 в. до н. э.) анатомические исследования, напротив, способствовали становлению чисто практической медицины, обогатили античную медицинскую науку ценными сведениями о строении и функциях органов человеческого тела и заложили основу для развития хирургии. Зародившееся в 300 до н. э. философское учение скептиков в значительной степени обусловило возникновение школы врачей-эмпириков. Атомистические воззрения Эпикура создали предпосылки для становления медицинских взглядов Асклепиада и появления методической школы в медицине. Деятельность Асклепиада положила начало усвоению римлянами медицинского наследия Древней Греции. До этого римские врачи хотя и разработали ряд гигиенических предписаний и применяли хирургическое вмешательство, однако в основном использовали магические заклинания и религиозные обычаи. Об этом, в частности, свидетельствует медицинский трактат Катона Старшего. Благодаря доступности учения Асклепиада и широким возможностям его применения на практике древнегреческие медицинские знания составили основу для развития римской медицины. Последним философским направлением, оказавшим воздействие на принципы медицины, была Средняя Стоя. Возникновение пневматической школы вызвало бурную полемику между представителями различных течений в медицинской науке и обусловило наступивший в 1 в. н. э. последний период расцвета античной медицины. Его кульминацией и заключительным этапом была деятельность Галена (2 в. н. э.), в своих трудах систематизировавшего и обобщившего многовековой врачебный опыт. Достижения врачей последующих поколений (Орибазий, Аэций Амидийский, Александр Тралльский) заключались в составлении обзоров медицинских знаний на основе конспектов сочинений античных медиков, в первую очередь Галена. В соответствии с потребностями своей эпохи наиболее значительное место занимало в них изложение знаний из области практической медицины — терапии. Интерес к ее научным основам резко упал, ведущую роль стали играть различные суеверия и магические действия. Для римской медицины также было характерно пренебрежение научной стороной медицины и ориентация на чисто практическое ее применение. За исключением труда А. Цельса и трактатов Целия Аврелиана, Кассия Феликса (5 в. н. э.) и Виндициана, обобщающих опыт греческих врачей, из работ римских врачей в 1—6 вв. н. э. достойны упоминания только описания лекарств, средств и рецептурные сборники. Последним крупным римским врачом считался Антим (6 в.). Сохранилось его послание королю франков Теодориху, посвященное проблемам диеты и описывающее, как нужно правильно потреблять различные виды пищи. В период раннего средневековья только сравнительно небольшая часть греческих медицинских текстов была переведена на латинский язык для использования западноевропейской медициной. После захвата арабами Александрии в их руках оказались многие груды греческих врачей. Благодаря происходившему начиная с 11 в. знакомству с достижениями ученых арабского мира медициной Западной Европы восприняла медицинские знания античной эпохи и пользовалась ими вплоть до нового времени.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.