Словарь античности

МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА. В Древ­ней Гре­ции эмпи­ри­че­ски при­об­ре­тен­ные меди­цин­ские зна­ния пере­да­ва­лись по наслед­ству внут­ри одно­го рода. В свя­зи с воз­рас­тав­шей потреб­но­стью в ква­ли­фи­ци­ро­ван­ном лече­нии с тече­ни­ем вре­ме­ни эти семьи за опре­де­лен­ную пла­ту ста­ли обу­чать искус­ству вра­че­ва­ния посто­рон­них лиц. Так замкну­тая семей­ная фор­ма пере­да­чи меди­цин­ских зна­ний посте­пен­но заме­ня­лась их школь­ным пре­по­да­ва­ни­ем. Раз­но­об­ра­зие меди­цин­ских мето­дов при­да­ло каж­дой из школ, назы­вав­ших­ся по месту нахож­де­ния или в свя­зи с осо­бен­но­стя­ми мето­дов, свое­об­ра­зие, а спо­ры меж­ду ними спо­соб­ст­во­ва­ли пре­вра­ще­нию меди­ци­ны из ранее чисто эмпи­ри­че­ско­го пред­ме­та в тео­ре­ти­че­скую нау­ку. Начи­ная с 6—5 вв. до н. э. в южно­и­та­лий­ском реги­оне нахо­дит рас­про­стра­не­ние т. н. запад­но-гре­че­ское искус­ство вра­че­ва­ния, древ­ней­шим пред­ста­ви­те­лем его был Демо­кед из Крото­на, а меди­ко-физио­ло­ги­че­ские кон­цеп­ции это­го направ­ле­ния разде­ля­ли так­же Алк­ме­он и Эмпе­докл. Оно испы­ты­ва­ло неко­то­рое вли­я­ние пифа­го­рей­ско­го уче­ния. Меди­цин­ские шко­лы из Книда раз­ра­бота­ла в 5—4 вв. до н. э. диф­фе­рен­ци­ро­ван­ную общую тео­рию болез­ней, в кото­рой не учи­ты­ва­лись инди­виду­аль­ные осо­бен­но­сти тече­ния болез­ни. В отли­чие от нее меди­цин­ская шко­ла из Коса (5—4 вв. до н. э.), зна­ме­ни­тым пред­ста­ви­те­лем кото­рой был Гип­по­крат, выдви­ну­ла на пер­вое место инди­виду­аль­ную кар­ти­ну заболе­ва­ния, под­чер­ки­вая необ­хо­ди­мость и важ­ность наблюде­ния за боль­ным, учет вли­я­ния окру­жаю­щей среды. Появив­ши­е­ся в более позд­нее вре­мя в свя­зи с уси­ле­ни­ем зна­че­ния тео­ре­ти­че­ских уче­ний т. н. дог­ма­ти­че­ских или логи­че­ских вра­чи само­сто­я­тель­ной шко­лы не обра­зо­ва­ли. В 4 в. до н. э. они зани­ма­лись в основ­ном даль­ней­шей раз­ра­бот­кой уче­ний меди­цин­ской шко­лы из Коса и Книда (напри­мер, уче­ния о соках) под вли­я­ни­ем Пла­то­но­вой и Ари­сто­теле­вой фило­со­фии, исполь­зуя раз­лич­ные тео­ре­ти­че­ские спе­ку­ля­ции. Как реак­ция на пре­уве­ли­че­ние роли тео­рии дог­ма­ти­че­ских меди­ков в 3 в. до н. э. воз­ник­ла эмпи­ри­че­ская меди­цин­ская шко­ла. Она опи­ра­лась на уче­ние фило­со­фов-скеп­ти­ков, отри­ца­ла роль тео­ре­ти­че­ских иссле­до­ва­ний и утвер­жда­ла осно­вой меди­ци­ны чистый опыт. Осо­бый инте­рес эта шко­ла про­яв­ля­ла к фар­ма­ко­ло­гии. В 1 в. до н. э. в Риме воз­ник­ла мето­ди­че­ская меди­цин­ская шко­ла, раз­ра­ботав­шая на базе эпи­ку­рей­ско­го уче­ния об ато­мах метод вра­че­ва­ния, сво­див­ший­ся к трем фор­мам заболе­ва­ний и пото­му лег­ко усва­и­вае­мый. Так­же в Риме око­ло 50 до н. э. была осно­ва­на пнев­ма­ти­че­ская меди­цин­ская шко­ла, соеди­нив­шая уче­ние дог­ма­ти­че­ских меди­ков и идеи сто­и­ков (напри­мер, пнев­ма — осно­ва жиз­ни, серд­це — цен­траль­ный орган; вве­ла поня­тие сим­па­тии) и сво­див­шая уче­ние о здо­ро­вье и болез­нях чело­ве­ка к состо­я­нию пнев­мы в орга­низ­ме. В кон­це 1 в. н. э. из ряда школ выде­ли­лось само­сто­я­тель­ное эклек­ти­че­ское направ­ле­ние.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭНКАУСТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА