МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА. В Древней Греции эмпирически приобретенные медицинские знания передавались по наследству внутри одного рода. В связи с возраставшей потребностью в квалифицированном лечении с течением времени эти семьи за определенную плату стали обучать искусству врачевания посторонних лиц. Так замкнутая семейная форма передачи медицинских знаний постепенно заменялась их школьным преподаванием. Разнообразие медицинских методов придало каждой из школ, называвшихся по месту нахождения или в связи с особенностями методов, своеобразие, а споры между ними способствовали превращению медицины из ранее чисто эмпирического предмета в теоретическую науку. Начиная с 6—5 вв. до н. э. в южноиталийском регионе находит распространение т. н. западно-греческое искусство врачевания, древнейшим представителем его был Демокед из Кротона, а медико-физиологические концепции этого направления разделяли также Алкмеон и Эмпедокл. Оно испытывало некоторое влияние пифагорейского учения. Медицинские школы из Книда разработала в 5—4 вв. до н. э. дифференцированную общую теорию болезней, в которой не учитывались индивидуальные особенности течения болезни. В отличие от нее медицинская школа из Коса (5—4 вв. до н. э.), знаменитым представителем которой был Гиппократ, выдвинула на первое место индивидуальную картину заболевания, подчеркивая необходимость и важность наблюдения за больным, учет влияния окружающей среды. Появившиеся в более позднее время в связи с усилением значения теоретических учений т. н. догматических или логических врачи самостоятельной школы не образовали. В 4 в. до н. э. они занимались в основном дальнейшей разработкой учений медицинской школы из Коса и Книда (например, учения о соках) под влиянием Платоновой и Аристотелевой философии, используя различные теоретические спекуляции. Как реакция на преувеличение роли теории догматических медиков в 3 в. до н. э. возникла эмпирическая медицинская школа. Она опиралась на учение философов-скептиков, отрицала роль теоретических исследований и утверждала основой медицины чистый опыт. Особый интерес эта школа проявляла к фармакологии. В 1 в. до н. э. в Риме возникла методическая медицинская школа, разработавшая на базе эпикурейского учения об атомах метод врачевания, сводившийся к трем формам заболеваний и потому легко усваиваемый. Также в Риме около 50 до н. э. была основана пневматическая медицинская школа, соединившая учение догматических медиков и идеи стоиков (например, пневма — основа жизни, сердце — центральный орган; ввела понятие симпатии) и сводившая учение о здоровье и болезнях человека к состоянию пневмы в организме. В конце 1 в. н. э. из ряда школ выделилось самостоятельное эклектическое направление.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.