Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

БРАСИ́Д, Брази́д

Brasĭdas, Βρασίδας, сын Тел­ли­са, один из луч­ших спар­тан­ских пол­ко­вод­цев в Пело­пон­нес­скую вой­ну, отли­чил­ся в пер­вый раз, заста­вив в 431 г. афи­нян отка­зать­ся от напа­де­ния на Мефо­ну в Мес­се­нии. Этот успех при­об­рел ему пол­ное дове­рие со сто­ро­ны его сограж­дан. Thuc. 2. 25. 93. Поэто­му, когда спар­тан­цы, после неудач на ост­ро­ве Сфак­те­рии и при Пило­се реши­ли отвлечь вни­ма­ние афи­нян от Пело­пон­не­са напа­де­ни­ем на их коло­нии на Стри­моне, они назна­чи­ли Бра­зида началь­ни­ком неболь­шо­го вой­ска, с кото­рым он быст­ро про­шел в 424 г. через Гре­цию и Фес­са­лию и неожи­дан­но появил­ся в Македо­нии, царь кото­рой Пер­дик­ка был в сою­зе со Спар­той. Там, бла­го­да­ря сво­е­му дару убеж­де­ния, он при­влек мно­гие горо­да на сто­ро­ну Спар­ты и меж­ду ними бога­тую коло­нию Амфи­поль. Thuc. 4, 84. Афи­няне, опа­са­ясь еще боль­ших потерь, пред­ла­га­ли Спар­те мир, а в 423 г. дей­ст­ви­тель­но было заклю­че­но пере­ми­рие на год. Но не про­шло и несколь­ко дней, как в Афи­ны было при­не­се­но изве­стие об отде­ле­нии горо­да Ски­о­ны. Так как Спар­та отка­зы­ва­лась воз­вра­тить этот город на том осно­ва­нии, что он рань­ше отде­лил­ся, чем в Македо­нию при­шло изве­стие о заклю­че­нии пере­ми­рия, то афи­няне, убеж­ден­ные к тому дема­го­гом Клео­ном, реши­ли сно­ва начать вой­ну. Одно­вре­мен­но отде­ли­лась так­же и Мен­да. Пока Бра­зид вме­сте с Пер­дик­кой пред­при­ни­мал поход про­тив лин­кестий­цев, афи­няне заво­е­ва­ли сно­ва Мен­ду и обло­жи­ли Ски­о­ну и Бра­зид не мог им поме­шать в этом. Он сде­лал тогда неудач­ную попыт­ку овла­деть Поти­де­ей и дол­жен был затем оста­вать­ся в без­дей­ст­вии. Афи­няне меж­ду тем (422 г.) посла­ли в Македо­нию вой­ско под пред­во­ди­тель­ст­вом Клео­на, кото­рый дале­ко усту­пал энер­гич­но­му, бла­го­род­но­му Бра­зиду. Он заво­е­вал, прав­да, мно­гие горо­да, но затем риск­нул, по сво­ей само­на­де­ян­но­сти, дать бит­ву при Амфи­по­ле, в кото­рой сам пал; тот­час после победы умер и Бра­зид от полу­чен­ной им смер­тель­ной раны. Thuc. 4, 78 слл. 120—135. 5, 6 слл. Diod. Sic. 12, 72 слл. Насколь­ко Бра­зид был любим как сво­и­ми сограж­да­на­ми, так и жите­ля­ми Амфи­по­ля, мож­но заклю­чить из того, что дол­го после смер­ти ему ока­зы­ва­лись, как полу­бо­гу, поче­сти, кото­рые он вполне заслу­жи­вал сво­и­ми ред­ки­ми каче­ства­ми. Ср. On­cken. Athen und Hel­las, II, стр. 321 слл.

См. также:
БРАСИД (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 220.
См. по теме: ЭР, ЕР • ЭТЕОБУТАДЫ, ЕТЕОБУТАДЫ • ЭПОРЕДОРИГ, ЕПОРЕДОРИГ • ДУКЕТИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА