БУЛЕ́
Βουλή, совет. Уже у Гомера мы видим противоположение совета знатных и князей общему собранию войска (Il. 2). В аристократических государствах главы знатных фамилий, призванные к тому по выбору или по рождению, образовали совет, в котором сосредоточивалась государственная власть; в демократических мы видим выборных от верховной народной общины, которые назывались советом, βουλή, и состояли из ежегодно избиравшихся или назначавшихся по жребию членов. Аристократические сенаты носили, как в Спарте, большей частью имя γερουσία (βουλή γερόντων). Полномочия такой βουλή были в каждом государстве различны. Лучше всего нам известно положение афинской βουλή пятисот, которой мы поэтому и ограничимся. (О другом, по своему составу и положению более аристократическом афинском совете на Ареопаге см. Areopagus). Совет состоял, по учреждению Солона, из 400 членов, имевших более 30 лет от роду, по 100 на каждую из 4 ионийских фил. К этой должности сначала не допускались принадлежавшие к последнему солоновскому классу, феты. Клисфен увеличил число членов до 500, по 50 на каждую из 10 вновь учрежденных им же фил, и ввел, вероятно, вместо выборов жребий (бобы, поэтому ἀπὸ κυάμου λαχεῖν). Аристид наконец дал и фетам право быть булевтами, так что каждый гражданин, перешедший за 30 лет и бывший в обладании всех политических прав, мог сделаться членом совета. В 306 г. число булевтов возросло до 600 вследствие того, что были присоединены две новые филы, названные по имени Антигона и его сына Димитрия Полиоркета. Впоследствии снова возвратились на некоторое время к прежним 10 филам и 500 булевтам, пока в 265 г. не была учреждена фила Птолемаида (по имени Птолемея Филадельфа) и в 200 г. Атталида (по имени Аттала I, царя пергамского); при Адриане была учреждена даже
Обязанность этого сената заключалась прежде всего в том, что он совещался предварительно обо всем, что должно было быть предложено народу (Plut. Sol. 19), некоторое ограничение демократии, которое, впрочем, впоследствии нарушалось иногда. Этому положению его соответствовало и то, что он принимал доклады полководцев и вводил в народное собрание чужеземных послов. Кроме того, у совета была очень широкая административная деятельность. Xen. rep. Athen. 3, 2. Он имел наблюдение за всем управлением, особенно за финансами: был обязан отдавать в аренду государственные доходы, именно доходы с государственных имуществ, пошлины, подушную подать и подать с промыслов для неграждан, и собирать арендную плату, причем мог даже заключать в тюрьму неисправных плательщиков и их поручителей (Demosth. Timocr. 146). Далее перед ним происходила докимасия архонтов и, может быть, всех остальных должностных лиц. Кроме того, он имел и судебную власть, но ограниченную, так как мог только налагать денежный штраф до 500 драхм, тогда как более тяжкие преступления, о которых ему доносили, должен был передавать в суды.
Решения, которые он принимал (конечно, по тем вопросам, которые подлежали кругу его деятельности), имели силу только на тот год, когда он был облечен властью. Demosth. Aristocr. 92. Самостоятельную власть он имел только тогда, когда народ делал
Собрания совета происходили ежедневно кроме праздничных дней, именно в Βουλευτήριον. Для облегчения хода дел и для всего управления, также чтобы не оставлять государство никогда без совещательной власти, весь совет был разделен на 10 частей, по числу фил, так что каждое отделение состояло из 50 членов. Каждое отделение было обязано десятую часть года подряд быть в течение целого дня в сборе, в Θόλος, близ Βουλευτήριον, в древние времена в Πρυτανεῖον, в заранее определенном по жребию порядке, т. е. по 35 или 36 дней (аттический лунный год имел 354 дня, високосный год 384 дня), а в високосном году по 38 или 39 дней; в Πρυτανεῖον же члены совета обедали прежде с почетными гостями государства (см. Ἀεἰσιτοι и Σίτησις), впоследствии в Θόλος, тогда как обед со стороны государства остался в Πρυτανεῖον. Обязанность одного из этих 50 и время исполнения им этой обязанности назывались пританией (πρυτανεία); те 50, которые были на очереди, назывались πρυτάνεις (другие значения см. Πρύτανις); φυλὴ πρυτανεύουσα, председательствующая фила. Пританы выбирали на каждый день по жребию одного ἐπιστάτης из своей среды, который председательствовал в совете и в народном собрании и хранил ключи от крепости и от архива, равно как государственную печать. Позже, вскоре после архонта Навсиника (378 г. до Р. Х.), вышеупомянутый ἐπιστάτης, созвав совет, выбирал по жребию 9 πρόεδροι, по одному из каждой филы, кроме φυλὴ πρυτανεύουσα, и одному из этих девяти и «его συμπροέδροι», как мы читаем на надписях, передавал председательство в совете и в народном собрании. Этот уже называется тогда также ἐπιστάτης. Ἐπιστάτης председательствующей филы, φυλὴ πρυτανεύουσα, имел теперь только председательство между пританами, хранил ключи и печать и избирал вышеназванных πρόεδροι, а φυλὴ πρυτανεύουσα более ничего не делала, как только оставалась в Θόλος и выбирала ежедневно одного ἐπιστάτης.
К совету принадлежал далее γραμματεὺς ὁ κατὰ πρυτανείαν κληρωθείς, который был выбираем по жребию для каждой притании, обыкновенно из числа пританов (по имени секретаря первой притании, ὃς πρῶτος ἐγραμμάτευε, обозначался иногда год); он должен был заботиться о хранении постановлений; далее избираемый советом γραμματεὺς τῶν βουλευτῶν;