С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

МАВЗОЛЕЙ АДРИАНА


В 123 г. н. э. в садах Доми­ци­а­на Адри­ан начал воз­во­дить памят­ник, стро­и­тель­ство кото­ро­го было завер­ше­но лишь в 134 г. Это­му соору­же­нию суж­де­но было стать фамиль­ной гроб­ни­цей Анто­ни­нов. Чтобы соеди­нить мав­зо­лей с Мар­со­вым полем, был постро­ен новый мост. Под впе­чат­ле­ни­ем мав­зо­лея Авгу­ста импе­ра­тор Адри­ан соби­рал­ся воз­двиг­нуть соору­же­ние на квад­рат­ном осно­ва­нии высотой 15 м, с дли­ной сто­рон 89 м. По пери­фе­рии нахо­ди­лись поме­ще­ния со свод­ча­ты­ми потол­ка­ми. Выше под­ни­мал­ся огром­ный цилиндр диа­мет­ром 64 м и высотой 21 м. Он завер­шал­ся могиль­ным хол­мом, на вер­шине кото­ро­го была уста­нов­ле­на брон­зо­вая квад­ри­га, кото­рой управ­лял сам импе­ра­тор. Сна­ру­жи сте­ны были обли­цо­ва­ны мра­мор­ны­ми пли­та­ми. Круг­лое осно­ва­ние было покры­то над­пи­ся­ми — эпи­та­фи­я­ми людям, захо­ро­нен­ным внут­ри. Вдоль поверх­но­сти нахо­ди­лись пиляст­ры, завер­шаю­щи­е­ся фри­за­ми с орна­мен­том из бычьих чере­пов и гир­лянд. Углы осно­ва­ния были укра­ше­ны груп­па­ми брон­зо­вых ста­туй, а внеш­нее ограж­де­ние, воз­мож­но, укра­ша­ли позо­ло­чен­ные пав­ли­ны, кото­рые теперь хра­нят­ся в музе­ях Вати­ка­на. Ныне вход в мав­зо­лей нахо­дит­ся тре­мя мет­ра­ми выше пер­во­на­чаль­но­го, состо­яв­ше­го из трех арок, к сожа­ле­нию, не сохра­нив­ших­ся. Корот­кий коридор вел в вести­бюль, в зад­ней стене кото­ро­го была полу­круг­лая ниша со ста­ту­ей Адри­а­на, пред­по­ло­жи­тель­но сто­яв­ше­го (голо­ва ста­туи сей­час нахо­дит­ся в музе­ях Вати­ка­на). Про­хо­дя даль­ше, вы попа­да­е­те на наклон­ный пан­дус, осве­щен­ный четырь­мя вер­ти­каль­но падаю­щи­ми стол­ба­ми све­та. Пан­дус под­ни­ма­ет­ся к погре­баль­но­му залу, нахо­дя­ще­му­ся в цен­тре соору­же­ния. Он име­ет квад­рат­ную фор­му и пер­во­на­чаль­но был обли­цо­ван мра­мо­ром. В трех боко­вых сте­нах были устро­е­ны ниши с ароч­ным завер­ше­ни­ем, где хра­ни­лись урны с пра­хом Адри­а­на, его жены Саби­ны и осталь­ных импе­ра­то­ров дина­стий Анто­ни­нов и Севе­ров вплоть до Кара­кал­лы. В 403 г. импе­ра­тор Гоно­рий укре­пил мав­зо­лей, пре­вра­тив его в басти­он сте­ны Авре­ли­а­на. В 537 г. зда­ние выдер­жа­ло оса­ду ост­готов, но вско­ре затем пало под натис­ком Тоти­лы. В 10 в. мав­зо­лей был пре­вра­щен в замок и исполь­зо­вал­ся в каче­стве узи­ли­ща и убе­жи­ща. Гри­го­рий VII, Кола ди Риен­цо, Кли­мент VII — все укры­ва­лись здесь. Таким обра­зом, мав­зо­лей стал глав­ной кре­по­стью Рима, полу­чив имя Сант-Андже­ло. Меж­ду 10 и 14 вв. он нахо­дил­ся во вла­де­нии самых могу­ще­ст­вен­ных семей, а после Нико­лая III стал соб­ст­вен­но­стью пап.

См. также:
ЗАМОК СВЯТОГО АНГЕЛА (Словарь античности)
София Пес­ка­рин. РИМ. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 81.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Мавзолей Адриана и мост Элия. Панорама.
(Замок Святого Ангела).
Рим, Мавзолей Адриана (Замок Святого Ангела).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА