Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

КУРИЯ ЮЛИЯ


Боль­шое кир­пич­ное зда­ние, сто­я­щее на углу меж­ду Арги­ле­том и Коми­ци­ем — это Курия Юлия, место заседа­ний Сена­та. Ее стро­и­тель­ство было нача­то Цеза­рем на месте Курии Кор­не­лия, — кото­рая в свою оче­редь была постро­е­на на месте Курии Гости­лия, сго­рев­шей в 52 г. до н. э., — и закон­че­но Авгу­стом, кото­рый тор­же­ст­вен­но открыл ее 28 авгу­ста 29 г. до н. э. Зда­ние, пре­об­ра­зо­ван­ное с VII века в цер­ковь Св. Адри­а­на, было вос­ста­нов­ле­но в 1930—1936 гг. Его сего­дняш­ний вид соот­вет­ст­ву­ет послед­ней пере­строй­ке Дио­кле­ти­а­на после пожа­ра вре­мен Кари­на (283 г. н. э.), во вре­мя кото­рой преж­нее зда­ние было рас­ши­ре­но и заня­ло уча­сток меж­ду фору­мом Цеза­ря и бази­ли­кой Эми­лия. Ранее зда­ние пере­стра­и­ва­лось Доми­ци­а­ном в 94 г. В послед­ние деся­ти­ле­тия пред­став­ле­ние о Курии зна­чи­тель­но изме­ни­лось: до это­го ее рас­смат­ри­ва­ли как систе­му зда­ний, в кото­рую, кро­ме самой Курии, вхо­ди­ли Chal­ci­di­cum, Sec­re­ta­rium Se­na­tus и At­rium Mi­ner­vae; это пред­став­ле­ние бази­ро­ва­лось в основ­ном на рисун­ке Анто­нио да Сан­гал­ло Млад­ше­го (1485—1546). На самом деле Chal­ci­di­cum был не чем иным, как пор­ти­ком из ряда колонн, при­ле­гав­шим к Курии. Его изо­бра­же­ние есть на одной из монет вре­ме­ни Авгу­ста. Sec­re­ta­rium Se­na­tus (не кан­це­ля­рия, как при­ня­то счи­тать, а лишь осо­бый суд, где суди­ли сена­то­ров) был создан толь­ко в кон­це пери­о­да Импе­рии, воз­мож­но, в одной из лавок (ta­ber­nae) Фору­ма Цеза­ря. Что каса­ет­ся At­rium Mi­ner­vae, веро­ят­нее все­го, что это оши­боч­ное обо­зна­че­ние Фору­ма Нер­вы.

Выбо­роч­ное зон­ди­ро­ва­ние терри­то­рии поза­ди зда­ния пока­за­ло, что там не суще­ст­во­ва­ло груп­пы поме­ще­ний, кото­рые обыч­но отож­дествля­лись с At­rium Li­ber­ta­tis (см. ста­тью Форум Цеза­ря). Курия при­мы­ка­ла непо­сред­ст­вен­но к пор­ти­ку Фору­ма Цеза­ря и что зна­ме­на­тель­но — была состав­ной частью послед­не­го. Зда­ние в его совре­мен­ном виде име­ет пря­мо­уголь­ную фор­му, оно укреп­ле­но четырь­мя контр­фор­са­ми — широ­ки­ми пиляст­ра­ми, — на одной линии с фаса­да­ми, кото­рые закан­чи­ва­лись тре­уголь­ны­ми тим­па­на­ми. В пере­д­ней левой пиляст­ре рас­по­ла­га­лась лест­ни­ца, веду­щая на кры­шу. Глав­ный фасад, на кото­ром вид­ны на раз­ных уров­нях следы ниш сред­не­ве­ко­вых гроб­ниц, в ниж­ней части был укра­шен мра­мор­ны­ми пли­та­ми, в верх­ней — русто­ван­ной шту­ка­тур­кой под мра­мор. С этой сто­ро­ны нахо­дят­ся три боль­ших окна и дверь. Брон­зо­вые ворота — копии ори­ги­наль­ных ворот пери­о­да Дио­кле­ти­а­на, кото­рые с XVII века закры­ва­ют парад­ный вход собо­ра Сан Джо­ван­ни ин Лате­ра­но. Вели­че­ст­вен­ный инте­рьер (дере­вян­ный пото­лок, есте­ствен­но, совре­мен­ный) высотой 21 м, шири­ной 18 и дли­ной 27 м, соот­вет­ст­ву­ет про­пор­ци­ям, реко­мен­ду­е­мым Вит­ру­ви­ем для стро­и­тель­ства Курий, высота кото­рых, соглас­но писа­те­лю эпо­хи Авгу­ста, долж­на рав­нять­ся при­мер­но поло­вине от сум­мы шири­ны и дли­ны зда­ния. Воз­мож­но, такая зна­чи­тель­ная высота была необ­хо­ди­ма для дости­же­ния аку­сти­че­ско­го эффек­та. Мра­мор­ный пол частич­но отре­ста­ври­ро­ван с исполь­зо­ва­ни­ем антич­но­го мра­мо­ра пери­о­да Дио­кле­ти­а­на, так­же как и архи­тек­тур­ная деко­ра­ция стен, с ниша­ми для ста­туй, обрам­лен­ны­ми неболь­ши­ми колон­на­ми на кон­со­лях. К пери­о­ду, когда Курия ста­ла цер­ко­вью, отно­сит­ся визан­тий­ская настен­ная живо­пись, остат­ки кото­рой мож­но увидеть глав­ным обра­зом на обрат­ной сто­роне фаса­да. Зал разде­лен на три про­доль­ных сек­то­ра: в пра­вом и левом сек­то­рах рас­по­ло­же­ны три широ­ких и низ­ких сту­пе­ни, — на них поме­ща­лись крес­ла сена­то­ров (око­ло 300). Меж­ду дву­мя две­ря­ми даль­ней сте­ны рас­по­ло­жен широ­кий пьеде­стал для пре­зи­ди­у­ма, на кото­ром, веро­ят­но, воз­вы­ша­лась ста­туя Вик­то­рии, при­ве­зен­ная из Тарен­та и уста­нов­лен­ная в Курии по при­ка­зу Окта­ви­а­на. В IV веке вокруг этой ста­туи раз­го­рел­ся спор меж­ду свя­тым Амвро­си­ем и Авре­ли­ем Сим­ма­хом, одним из послед­них рим­ских сена­то­ров-языч­ни­ков, кото­рый закон­чил­ся победой пер­во­го и пере­ме­ще­ни­ем ста­туи.

В насто­я­щее вре­мя в Курии выстав­ле­ны два боль­ших релье­фа, най­ден­ных в цен­тре Фору­ма и извест­ных как плу­теи (plu­tei), или релье­фы Тра­я­на (изна­чаль­но это мог­ли быть балю­ст­ра­ды вокруг fi­cus Ru­mi­na­lis (Смо­ков­ни­ца Руми­ны), воз­ле ста­туи Мар­сия в Коми­ции, пере­ме­щен­ные поз­же в свя­зи со стро­и­тель­ст­вом арки Сеп­ти­мия Севе­ра). На релье­фах изо­бра­же­ны сце­ны вре­мен прав­ле­ния Тра­я­на: на левом, сохра­нив­шем­ся частич­но, изо­бра­же­но про­ще­ние фис­каль­ных дол­гов горо­жа­нам (реест­ры сжи­га­ют­ся в при­сут­ст­вии импе­ра­то­ра); на пра­вом изо­бра­же­но учреж­де­ние али­мен­тов, т. е. ссуды для бед­ных зем­ледель­цев под невы­со­кий про­цент для содер­жа­ния детей. Сце­ны раз­во­ра­чи­ва­ют­ся на терри­то­рии Фору­ма, и явля­ют­ся его ред­ким антич­ным изо­бра­же­ни­ем. На обо­их релье­фах повто­ря­ет­ся один и тот же сюжет — ста­туя Мар­сия рядом со смо­ков­ни­цей, кото­рая была рас­по­ло­же­на в цен­тре пло­ща­ди. Иден­тич­ное рас­по­ло­же­ние ста­туи и дере­ва гово­рят о том, что изо­бра­же­ны не две раз­ных сто­ро­ны Фору­ма, а его южная часть. Так, на левом релье­фе (спра­ва нале­во) вид­ны Рост­ры, храм Вес­па­си­а­на и Тита (коринф­ский стиль), арка (Табу­ля­рий?), храм Сатур­на (иони­че­ский стиль), часть доро­ги Vi­cus Iuga­rius и арка­да бази­ли­ки Юлия. На дру­гом релье­фе (спра­ва нале­во) сле­ду­ют про­дол­же­ние бази­ли­ки Юлия, доро­га Vi­cus Tus­cus, храм Касто­ра, арка Авгу­ста и Рост­ры хра­ма боже­ст­вен­но­го Юлия. Перед бази­ли­кой Юлия изо­бра­жен импе­ра­тор, сидя­щий на поди­у­ме, — веро­ят­но, вре­мен­ной три­буне, воз­двиг­ну­той в цен­тре пло­ща­ди. На обрат­ной сто­роне изо­бра­же­ны живот­ные для тор­же­ст­вен­но­го рим­ско­го жерт­во­при­но­ше­ния (сви­нья, овца и бык).

См. также:
КУРИЯ ЮЛИЯ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
© 2004 г. Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, с. 72—74.
© 2007 г. Пере­вод с итал. Ека­те­ри­ны Соболе­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Вид на Капитолий и Римский форум (1760—1770).
Паоло Анези (Рим, 1697—1773) и
Паоло Мональди (Рим, 1710? — после 1779).
Холст, масло.
Рим, Музей Рима в палаццо Браски.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Учреждение алиментов Траяном.
Один из рельефов Траяна (т. н. Plutei Traiani) с Римского Форума.
Мрамор. 98—117 гг.
Рим, Римский Форум, Курия Юлия.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Эмилия, курия Юлия.

Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Интерьер курии Юлия во время заседания сената. Реконструкция.
Рисунок из книги П. Конноли, 1998 г.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Курия Юлия.

Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Курия Юлия.

Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА