КУРИЯ ЮЛИЯ
Большое кирпичное здание, стоящее на углу между Аргилетом и Комицием — это Курия Юлия, место заседаний Сената. Ее строительство было начато Цезарем на месте Курии Корнелия, — которая в свою очередь была построена на месте Курии Гостилия, сгоревшей в 52 г. до н. э., — и закончено Августом, который торжественно открыл ее 28 августа 29 г. до н. э. Здание, преобразованное с VII века в церковь Св. Адриана, было восстановлено в 1930—
Выборочное зондирование территории позади здания показало, что там не существовало группы помещений, которые обычно отождествлялись с Atrium Libertatis (см. статью Форум Цезаря). Курия примыкала непосредственно к портику Форума Цезаря и что знаменательно — была составной частью последнего. Здание в его современном виде имеет прямоугольную форму, оно укреплено четырьмя контрфорсами — широкими пилястрами, — на одной линии с фасадами, которые заканчивались треугольными тимпанами. В передней левой пилястре располагалась лестница, ведущая на крышу. Главный фасад, на котором видны на разных уровнях следы ниш средневековых гробниц, в нижней части был украшен мраморными плитами, в верхней — рустованной штукатуркой под мрамор. С этой стороны находятся три больших окна и дверь. Бронзовые ворота — копии оригинальных ворот периода Диоклетиана, которые с XVII века закрывают парадный вход собора Сан Джованни ин Латерано. Величественный интерьер (деревянный потолок, естественно, современный) высотой 21 м, шириной 18 и длиной 27 м, соответствует пропорциям, рекомендуемым Витрувием для строительства Курий, высота которых, согласно писателю эпохи Августа, должна равняться примерно половине от суммы ширины и длины здания. Возможно, такая значительная высота была необходима для достижения акустического эффекта. Мраморный пол частично отреставрирован с использованием античного мрамора периода Диоклетиана, также как и архитектурная декорация стен, с нишами для статуй, обрамленными небольшими колоннами на консолях. К периоду, когда Курия стала церковью, относится византийская настенная живопись, остатки которой можно увидеть главным образом на обратной стороне фасада. Зал разделен на три продольных сектора: в правом и левом секторах расположены три широких и низких ступени, — на них помещались кресла сенаторов (около 300). Между двумя дверями дальней стены расположен широкий пьедестал для президиума, на котором, вероятно, возвышалась статуя Виктории, привезенная из Тарента и установленная в Курии по приказу Октавиана. В IV веке вокруг этой статуи разгорелся спор между святым Амвросием и Аврелием Симмахом, одним из последних римских сенаторов-язычников, который закончился победой первого и перемещением статуи.
В настоящее время в Курии выставлены два больших рельефа, найденных в центре Форума и известных как плутеи (plutei), или рельефы Траяна (изначально это могли быть балюстрады вокруг ficus Ruminalis (Смоковница Румины), возле статуи Марсия в Комиции, перемещенные позже в связи со строительством арки Септимия Севера). На рельефах изображены сцены времен правления Траяна: на левом, сохранившемся частично, изображено прощение фискальных долгов горожанам (реестры сжигаются в присутствии императора); на правом изображено учреждение алиментов, т. е. ссуды для бедных земледельцев под невысокий процент для содержания детей. Сцены разворачиваются на территории Форума, и являются его редким античным изображением. На обоих рельефах повторяется один и тот же сюжет — статуя Марсия рядом со смоковницей, которая была расположена в центре площади. Идентичное расположение статуи и дерева говорят о том, что изображены не две разных стороны Форума, а его южная часть. Так, на левом рельефе (справа налево) видны Ростры, храм Веспасиана и Тита (коринфский стиль), арка (Табулярий?), храм Сатурна (ионический стиль), часть дороги Vicus Iugarius и аркада базилики Юлия. На другом рельефе (справа налево) следуют продолжение базилики Юлия, дорога Vicus Tuscus, храм Кастора, арка Августа и Ростры храма божественного Юлия. Перед базиликой Юлия изображен император, сидящий на подиуме, — вероятно, временной трибуне, воздвигнутой в центре площади. На обратной стороне изображены животные для торжественного римского жертвоприношения (свинья, овца и бык).