Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

ХРАМ ВЕНЕРЫ И РОМЫ


Вели­че­ст­вен­ное зда­ние, зани­маю­щее всю мест­ность от бази­ли­ки Мак­сен­ция и до доли­ны Коли­зея, воз­веден­ное на искус­ст­вен­ном поста­мен­те (дли­ной в 145 м и шири­ной в 100 м), мож­но с уве­рен­но­стью назвать хра­мом Вене­ры и Рима. Мы зна­ем, что храм был постро­ен Адри­а­ном в 135 г. н. э. Авто­ром чер­те­жа был сам импе­ра­тор, работа кото­ро­го была рас­кри­ти­ко­ва­на вели­ким архи­тек­то­ром Тра­я­на, Апол­ло­до­ром Дамас­ским, кото­рый попла­тил­ся жиз­нью за свою дер­зость. Извест­но, что рань­ше на этом месте нахо­дил­ся пор­тик Золо­то­го дома Неро­на, в цен­тре кото­ро­го воз­вы­шал­ся брон­зо­вый колосс Неро­на, высотой 35 мет­ров без осно­ва­ния. Начав работы, Адри­ан был вынуж­ден сме­стить ста­тую (пре­вра­щен­ную Вес­па­си­а­ном в бога солн­ца Гелиоса) на севе­ро-восток Коли­зея, на что потре­бо­ва­лось 24 сло­на.

Храм зани­мал цен­траль­ную часть пор­ти­ка: он был постро­ен из двух целл, одна напро­тив дру­гой, с общей внут­рен­ней сте­ной. На началь­ной ста­дии стро­и­тель­ства цел­лы не име­ли апсид и были пере­кры­ты бал­ка­ми пря­мо, т.е. парал­лель­но пола: сего­дняш­ний вид хра­ма с пере­ход­ны­ми пере­кры­ти­я­ми отно­сит­ся к рестав­ра­ции Мак­сен­ция, нача­той в 307 г. н. э., когда про­во­ди­лась рестав­ра­ция восточ­ной части Фору­ма, постра­дав­ше­го от пожа­ра. Часть, кото­рая сохра­ни­лась луч­ше, это восточ­ная цел­ла, обра­щен­ная к Фору­му, вклю­чен­ная в состав быв­ше­го мона­сты­ря Св. Фран­че­ски Рим­ской (теперь Анти­ква­ри­ум Фору­ма): боль­шие пор­фи­ро­вые колон­ны, выде­ля­ясь на фоне стен, под­дер­жи­ва­ют апсиды там, где нахо­ди­лась ста­туя боже­ства (ста­туя Ромы, от кото­рой оста­лось кир­пич­ное осно­ва­ние). Более мел­кие пор­фи­ро­вые колон­ны, рас­по­ло­жен­ные на кон­со­лях, обрам­ля­ют ниши для ста­туй: стро­е­ние, типич­ное для эпо­хи 300-х годов, как напри­мер в Бази­ли­ке Мак­сен­ция и Курии дио­кле­ти­а­но­вой пере­строй­ки. Бога­тый пол из мно­го­цвет­но­го мра­мо­ра и ошту­ка­ту­рен­ные кес­со­ны, обрам­ля­ю­щие пото­лок, допол­ня­ют рос­кошь хра­ма. Хуже сохра­ни­лась дру­гая цел­ла, Вене­ры, со сто­ро­ны Коли­зея. Не оста­лось прак­ти­че­ски и следа от колон­на­ды, опо­я­сы­вав­шей четы­ре сто­ро­ны зда­ния: на их месте сей­час пле­тень сам­ши­та. Речь идет о деся­ти колон­нах по корот­ким сто­ро­нам зда­ния, за кото­ры­ми сле­до­ва­ли четы­ре колон­ны пор­ти­ка, и 22 колон­ны вдоль длин­ных стен. Храм, рас­по­ло­жен­ный на сту­пен­ча­том воз­вы­ше­нии, име­ет типич­ные гре­че­ские фор­мы, сле­дуя эллин­ской моде в эпо­ху Адри­а­на. Его колос­саль­ные раз­ме­ры поз­во­ля­ют гово­рить о самом боль­шом свя­ти­ли­ще древ­не­го Рима. Две двой­ных колон­на­ды вдоль длин­ной сто­ро­ны окру­жа­ли свя­ти­ли­ще, обра­зуя в цен­тре два про­пи­лея. Сохра­ни­лись неко­то­рые колон­ны из серо­го гра­ни­та, кото­рые в эпо­ху Адри­а­на были состав­ной частью пор­ти­ка. Неко­то­рые про­бы, взя­тые из поста­мен­та, если не обна­ру­жи­ли сле­дов Золо­то­го дома, то уж точ­но про­ли­ли свет на суще­ст­во­ва­ние бога­то­го дома рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да.

См. также:
ХРАМ ВЕНЕРЫ И РОМЫ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
© 2004 — Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, с. 106—108.
© 2006 — Пере­вод с итал. Ека­те­ри­ны Соболе­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей).
Вид со стороны храма Венеры и Ромы.
Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Амфитеатр Флавиев (Колизей). Вид сверху.

Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей).
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Вид Палатинского холма с аркой Константина.
Художник А. Р. Л. Дюкро (1748—1810).
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Венеры и Ромы.
Вид с Колизея.
Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Венеры и Ромы.
Вид с Колизея.
Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Венеры и Ромы.
Вид с Колизея.
Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Венеры и Ромы.
Вид с Палатина.
Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Венеры и Ромы.
Вид с улицы Императорских форумов.
Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон, медь
Гордиан III
Рим, 243 г.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FELIX AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в эгиде, в лавровом венке, влево; на правой руке он держит Викторию, в левой руке — дубину.
РЕВЕРС: MVNIFICENTIA GORDIANI AVG. — бык, борющийся со слоном внутри Колизея, показанного сверху; по сторонам колосс Нерона и фонтан Meta Sudans, и храм Венеры и Ромы, или Ludus Magnus.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА