СВЕТОНИЙ ТРАНКВИЛЛ, Гай; Suetonius Tranquillus, Gaius, род. ок. 69 г. н. э., римский писатель. О жизни Светония нам известно немногое. Он поддерживал дружеские отношения с Тацитом и Плинием Младшим. Плиний, знаменитый литератор, человек богатый и влиятельный, был покровителем и советчиком Светония. Дружбу двух писателей подтверждают сохранившиеся письма Плиния 96—112 гг. н. э., в том числе адресованные Траяну и Светонию. После смерти Плиния в 113 г. н. э. покровителем Светония стал Септиций Клар, назначенный императором Адрианом в 119 г. н. э. префектом претория. Светоний был обязан ему получением должности придворного секретаря, которая открыла ему доступ к императорским архивам. В122 г. н. э. Септиций и Светоний ушли в отставку. Предположительно дальнейшие годы Светоний посвятил литературной деятельности. Светоний писал по-латыни и по-гречески. От его богатого и разностороннего творчества сохранились только Жизнеописания цезарей (De vita Caesarum) и часть сочинения О славных мужах (De viris illustribus). Некоторые из погибших работ называет Книга Суда и цитируют позднейшие писатели. Это были антикварные, грамматические, филологические, философские сочинения: о римском календаре, о римских праздниках и играх, о римских обычаях, о греческих играх, об администрации, о происхождении бранных выражений, о знаках в тексте, о телесных увечьях, о природе вещей, о знаменитых гетерах. Исторический характер носили сочинение о трактате Цицерона Республика и произведение О царях (De regibus), перечисляющее владык из Европы, Африки, Азии (сохранилось стихотворное переложение). Некоторые из этих работ могли быть частью сочинения Луг (Pratum) или О разном (De rebus variis). О славных мужах содержит множество ценных сведений о римской литературе. Этот труд делился на части, описывавшие в хронологическом порядке биографии знаменитых людей по категориям: поэты, ораторы, историки, филологи и риторы. Каждая часть начиналась кратким очерком истории данной сферы деятельности. Сохранился только раздел О грамматиках и риторах (De grammaticis et rhetoribus), и то, вероятно, в сокращенной версии. Текст начинался введением, которое затрагивало вопросы рождения и развития грамматики и риторики в Риме. Обзор писателей начинался Сервием Никанором и заканчивался Валерием Пробом. Из раздела о поэтах сохранились только краткие биографии Теренция, Горация, Лукана, Вергилия и Персия, из группы риторов — биография Пасиена, из историков — жизнеописание Плиния Старшего. Все произведение в целом было известно Иерониму, который использовал его для составления своей хроники. Эти биографии рассказывали о происхождении и воспитании, о способностях и характере, обстоятельствах жизни, сочинениях и преподавательской деятельности, о дате смерти, о семейных отношениях. Подобную же схему Светоний использовал и в изданных ок. 121 г. Жизнеописаниях цезарей (в рус. переводе: Жизнь двенадцати цезарей). Утрачены титульный лист, посвящение Септицию, предисловие и начало кн. I. Кн. I—VI содержали биографии 6 императоров династии Юлиев-Клавдиев: Цезаря, Августа, Тиберия, Калигулы, Клавдия, Нерона; кн. VII очерчивала образы правивших в 69 г. н. э.: Гальбы, Отона и Вителлия; кн. VIII была посвящена Флавиям: Веспасиану, Титу и Домициану. Композиционная схема всех биографий одинакова. Автор начинает с рассказа о происхождении цезаря, описания его рождения и сопутствовавших ему предзнаменований и обстоятельств, говорит о воспитании и образовании, перечисляет общественные должности, которые тот занимал, и наконец, описывает период правления. Далее следуют так называемые species: разделы, описывающие физический и душевный облик, достоинства и пороки. Светоний детально рисует внешний облик своих героев, жесты, одежду, манеры, образ жизни, семейные отношения, отношения с друзьями и другими людьми. Каждая биография заканчивается описанием смерти героя, которой предшествуют знаки и приметы, предвещающие кончину. Разумеется, Светоний не везде твердо придерживается этой схемы. В зависимости от сведений, которыми автор располагает, а также от того, какие черты требуется подчеркнуть, некоторые пункты сокращены или вообще отсутствуют. Иногда Светоний отступает от хронологической последовательности, группирует и меняет местами факты, сознательно упуская из виду даже существенные события, чтобы красочней представить характер образа. Как императорский придворный секретарь, Светоний имел доступ в государственный архив, а следовательно, он использовал при написании своего произведения материал, содержавшийся в служебных документах, преторских эдиктах, протоколах сената и императорской переписке. Многократно цитируя письма Августа, он сохранил их для нас в оригинале. Одновременно он часто основывается на устных сведениях, анекдотах, уличных песнях и представляет ряд деталей из жизни императоров, нередко непристойных, скандальных, сенсационных. В этих случаях трудно определить, являются такие факты подлинными, предполагаемыми или заведомо ложными. Несмотря на это, Жизнеописания цезарей представляются ценным историческим источником как единственное произведение, подробно описывающее историю первых императоров, поскольку История, как и Анналы Тацита, сохранилась лишь частично. Стиль Светония ясный, простой и свободный от риторики. В греческой литературе триумф биографии как литературного жанра уже состоялся в эпоху эллинизма. В Риме предшественниками Светония были Варрон и Непот. Однако Светоний придал новый характер исторической биографии. Полная анекдотов и скандальных сведений, она на много лет подменила подлинную историю. Композиционная схема жизнеописаний Светония в течение долгого времени служила образцом для биографов, влияние которого прослеживается еще в Жизни Карла Великого (Vita Caroli Magni), вышедшей из-под пера Эйнхарда. Продолжателями дела Светония были Марий Максим, а в основном — авторы Истории римских императоров.