Античные писатели

СВЕТОНИЙ ТРАНКВИЛЛ, Гай; Sue­to­nius Tran­quil­lus, Gai­us, род. ок. 69 г. н. э., рим­ский писа­тель. О жиз­ни Све­то­ния нам извест­но немно­гое. Он под­дер­жи­вал дру­же­ские отно­ше­ния с Таци­том и Пли­ни­ем Млад­шим. Пли­ний, зна­ме­ни­тый лите­ра­тор, чело­век бога­тый и вли­я­тель­ный, был покро­ви­те­лем и совет­чи­ком Све­то­ния. Друж­бу двух писа­те­лей под­твер­жда­ют сохра­нив­ши­е­ся пись­ма Пли­ния 96—112 гг. н. э., в том чис­ле адре­со­ван­ные Тра­я­ну и Све­то­нию. После смер­ти Пли­ния в 113 г. н. э. покро­ви­те­лем Све­то­ния стал Сеп­ти­ций Клар, назна­чен­ный импе­ра­то­ром Адри­а­ном в 119 г. н. э. пре­фек­том пре­то­рия. Све­то­ний был обя­зан ему полу­че­ни­ем долж­но­сти при­двор­но­го сек­ре­та­ря, кото­рая откры­ла ему доступ к импе­ра­тор­ским архи­вам. В122 г. н. э. Сеп­ти­ций и Све­то­ний ушли в отстав­ку. Пред­по­ло­жи­тель­но даль­ней­шие годы Све­то­ний посвя­тил лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти. Све­то­ний писал по-латы­ни и по-гре­че­ски. От его бога­то­го и раз­но­сто­рон­не­го твор­че­ства сохра­ни­лись толь­ко Жиз­не­опи­са­ния цеза­рей (De vi­ta Cae­sa­rum) и часть сочи­не­ния О слав­ных мужах (De vi­ris il­lustri­bus). Неко­то­рые из погиб­ших работ назы­ва­ет Кни­га Суда и цити­ру­ют позд­ней­шие писа­те­ли. Это были анти­квар­ные, грам­ма­ти­че­ские, фило­ло­ги­че­ские, фило­соф­ские сочи­не­ния: о рим­ском кален­да­ре, о рим­ских празд­ни­ках и играх, о рим­ских обы­ча­ях, о гре­че­ских играх, об адми­ни­ст­ра­ции, о про­ис­хож­де­нии бран­ных выра­же­ний, о зна­ках в тек­сте, о телес­ных уве­чьях, о при­ро­де вещей, о зна­ме­ни­тых гете­рах. Исто­ри­че­ский харак­тер носи­ли сочи­не­ние о трак­та­те Цице­ро­на Рес­пуб­ли­ка и про­из­веде­ние О царях (De re­gi­bus), пере­чис­ля­ю­щее вла­дык из Евро­пы, Афри­ки, Азии (сохра­ни­лось сти­хотвор­ное пере­ло­же­ние). Неко­то­рые из этих работ мог­ли быть частью сочи­не­ния Луг (Pra­tum) или О раз­ном (De re­bus va­riis). О слав­ных мужах содер­жит мно­же­ство цен­ных сведе­ний о рим­ской лите­ра­ту­ре. Этот труд делил­ся на части, опи­сы­вав­шие в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке био­гра­фии зна­ме­ни­тых людей по кате­го­ри­ям: поэты, ора­то­ры, исто­ри­ки, фило­ло­ги и рито­ры. Каж­дая часть начи­на­лась крат­ким очер­ком исто­рии дан­ной сфе­ры дея­тель­но­сти. Сохра­нил­ся толь­ко раздел О грам­ма­ти­ках и рито­рах (De gram­ma­ti­cis et rhe­to­ri­bus), и то, веро­ят­но, в сокра­щен­ной вер­сии. Текст начи­нал­ся введе­ни­ем, кото­рое затра­ги­ва­ло вопро­сы рож­де­ния и раз­ви­тия грам­ма­ти­ки и рито­ри­ки в Риме. Обзор писа­те­лей начи­нал­ся Сер­ви­ем Ника­но­ром и закан­чи­вал­ся Вале­ри­ем Про­бом. Из разде­ла о поэтах сохра­ни­лись толь­ко крат­кие био­гра­фии Терен­ция, Гора­ция, Лука­на, Вер­ги­лия и Пер­сия, из груп­пы рито­ров — био­гра­фия Паси­е­на, из исто­ри­ков — жиз­не­опи­са­ние Пли­ния Стар­ше­го. Все про­из­веде­ние в целом было извест­но Иеро­ни­му, кото­рый исполь­зо­вал его для состав­ле­ния сво­ей хро­ни­ки. Эти био­гра­фии рас­ска­зы­ва­ли о про­ис­хож­де­нии и вос­пи­та­нии, о спо­соб­но­стях и харак­те­ре, обсто­я­тель­ствах жиз­ни, сочи­не­ни­ях и пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­сти, о дате смер­ти, о семей­ных отно­ше­ни­ях. Подоб­ную же схе­му Све­то­ний исполь­зо­вал и в издан­ных ок. 121 г. Жиз­не­опи­са­ни­ях цеза­рей (в рус. пере­во­де: Жизнь две­на­дца­ти цеза­рей). Утра­че­ны титуль­ный лист, посвя­ще­ние Сеп­ти­цию, пред­и­сло­вие и нача­ло кн. I. Кн. I—VI содер­жа­ли био­гра­фии 6 импе­ра­то­ров дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев: Цеза­ря, Авгу­ста, Тибе­рия, Кали­гу­лы, Клав­дия, Неро­на; кн. VII очер­чи­ва­ла обра­зы пра­вив­ших в 69 г. н. э.: Галь­бы, Ото­на и Вител­лия; кн. VIII была посвя­ще­на Фла­ви­ям: Вес­па­си­а­ну, Титу и Доми­ци­а­ну. Ком­по­зи­ци­он­ная схе­ма всех био­гра­фий оди­на­ко­ва. Автор начи­на­ет с рас­ска­за о про­ис­хож­де­нии цеза­ря, опи­са­ния его рож­де­ния и сопут­ст­во­вав­ших ему пред­зна­ме­но­ва­ний и обсто­я­тельств, гово­рит о вос­пи­та­нии и обра­зо­ва­нии, пере­чис­ля­ет обще­ст­вен­ные долж­но­сти, кото­рые тот зани­мал, и нако­нец, опи­сы­ва­ет пери­од прав­ле­ния. Далее сле­ду­ют так назы­вае­мые spe­cies: разде­лы, опи­сы­ваю­щие физи­че­ский и душев­ный облик, досто­ин­ства и поро­ки. Све­то­ний деталь­но рису­ет внеш­ний облик сво­их геро­ев, жесты, одеж­ду, мане­ры, образ жиз­ни, семей­ные отно­ше­ния, отно­ше­ния с дру­зья­ми и дру­ги­ми людь­ми. Каж­дая био­гра­фия закан­чи­ва­ет­ся опи­са­ни­ем смер­ти героя, кото­рой пред­ше­ст­ву­ют зна­ки и при­ме­ты, пред­ве­щаю­щие кон­чи­ну. Разу­ме­ет­ся, Све­то­ний не везде твер­до при­дер­жи­ва­ет­ся этой схе­мы. В зави­си­мо­сти от сведе­ний, кото­ры­ми автор рас­по­ла­га­ет, а так­же от того, какие чер­ты тре­бу­ет­ся под­черк­нуть, неко­то­рые пунк­ты сокра­ще­ны или вооб­ще отсут­ст­ву­ют. Ино­гда Све­то­ний отсту­па­ет от хро­но­ло­ги­че­ской после­до­ва­тель­но­сти, груп­пи­ру­ет и меня­ет места­ми фак­ты, созна­тель­но упус­кая из виду даже суще­ст­вен­ные собы­тия, чтобы кра­соч­ней пред­ста­вить харак­тер обра­за. Как импе­ра­тор­ский при­двор­ный сек­ре­тарь, Све­то­ний имел доступ в государ­ст­вен­ный архив, а сле­до­ва­тель­но, он исполь­зо­вал при напи­са­нии сво­его про­из­веде­ния мате­ри­ал, содер­жав­ший­ся в слу­жеб­ных доку­мен­тах, пре­тор­ских эдик­тах, прото­ко­лах сена­та и импе­ра­тор­ской пере­пис­ке. Мно­го­крат­но цити­руя пись­ма Авгу­ста, он сохра­нил их для нас в ори­ги­на­ле. Одно­вре­мен­но он часто осно­вы­ва­ет­ся на уст­ных сведе­ни­ях, анек­дотах, улич­ных пес­нях и пред­став­ля­ет ряд дета­лей из жиз­ни импе­ра­то­ров, неред­ко непри­стой­ных, скан­даль­ных, сен­са­ци­он­ных. В этих слу­ча­ях труд­но опре­де­лить, явля­ют­ся такие фак­ты под­лин­ны­ми, пред­по­ла­гае­мы­ми или заве­до­мо лож­ны­ми. Несмот­ря на это, Жиз­не­опи­са­ния цеза­рей пред­став­ля­ют­ся цен­ным исто­ри­че­ским источ­ни­ком как един­ст­вен­ное про­из­веде­ние, подроб­но опи­сы­ваю­щее исто­рию пер­вых импе­ра­то­ров, посколь­ку Исто­рия, как и Анна­лы Таци­та, сохра­ни­лась лишь частич­но. Стиль Све­то­ния ясный, про­стой и сво­бод­ный от рито­ри­ки. В гре­че­ской лите­ра­ту­ре три­умф био­гра­фии как лите­ра­тур­но­го жан­ра уже состо­ял­ся в эпо­ху элли­низ­ма. В Риме пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми Све­то­ния были Варрон и Непот. Одна­ко Све­то­ний при­дал новый харак­тер исто­ри­че­ской био­гра­фии. Пол­ная анек­дотов и скан­даль­ных сведе­ний, она на мно­го лет под­ме­ни­ла под­лин­ную исто­рию. Ком­по­зи­ци­он­ная схе­ма жиз­не­опи­са­ний Све­то­ния в тече­ние дол­го­го вре­ме­ни слу­жи­ла образ­цом для био­гра­фов, вли­я­ние кото­ро­го про­сле­жи­ва­ет­ся еще в Жиз­ни Кар­ла Вели­ко­го (Vi­ta Ca­ro­li Mag­ni), вышед­шей из-под пера Эйн­хар­да. Про­дол­жа­те­ля­ми дела Све­то­ния были Марий Мак­сим, а в основ­ном — авто­ры Исто­рии рим­ских импе­ра­то­ров.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА