Античные писатели

ОРОЗИЙ; Oro­sius, ум. до 423 г. н. э., латин­ский хри­сти­ан­ский писа­тель. Убе­гая из род­ной Испа­нии в Афри­ку под натис­ком ван­да­лов, моло­дой свя­щен­ник Оро­зий в 414 г. н. э. при­был к Авгу­сти­ну. В 415 г. через Еги­пет он попал в Пале­сти­ну, где в Иеру­са­ли­ме высту­пил про­тив Пела­гия. В 416 г. воз­вра­тил­ся в Афри­ку и там умер. Сохра­ни­лись два поле­ми­че­ских сочи­не­ния Оро­зия. В трак­та­те Пре­до­сте­ре­же­ние от заблуж­де­ний прис­цил­ли­ан и после­до­ва­те­лей Ори­ге­на (Com­mo­ni­to­rium de er­ro­re Pris­cil­lia­nis­ta­rum et Ori­ge­nis­ta­rum) Оро­зий изло­жил в фор­ме пись­ма, адре­со­ван­но­го Авгу­сти­ну, свои взгляды на душу и ее про­ис­хож­де­ние, в сочи­не­нии В защи­ту веры про­тив пела­ги­ан (Li­ber apo­lo­ge­ti­cus contra Pe­la­gia­nos) он обос­но­вал заня­тую им в 415 г. пози­цию про­тив­ни­ка Пела­гия. Сла­ву Оро­зию при­нес­ло напи­сан­ное ок. 417 г. исто­ри­че­ское про­из­веде­ние Семь исто­ри­че­ских книг про­тив языч­ни­ков (His­to­ria­rum ad­ver­sus pa­ga­nos lib­ri VII). Авгу­стин убедил Оро­зия неко­то­рым обра­зом допол­нить его соб­ст­вен­ное исто­риософ­ское про­из­веде­ние О гра­де Божьем при­ме­ра­ми из все­мир­ной исто­рии с целью дока­зать, что раз­но­го рода несча­стья, выпа­дав­шие людям в дохри­сти­ан­ский пери­од, были еще более суро­вы­ми, чем теперь. Таким спо­со­бом Оро­зий пытал­ся опро­верг­нуть мне­ние языч­ни­ков, что при­чи­ной всех труд­но­стей и пора­же­ний Рима было забве­ние древ­ней рим­ской рели­гии и победа хри­сти­ан­ства. Чис­ло­вая сим­во­ли­ка рас­кры­ва­ет­ся в деле­нии про­из­веде­ния на 7 книг, по образ­цу семи дней тво­ре­ния. Хро­но­ло­ги­че­ское постро­е­ние (кн. I—VI — исто­рия до рож­де­ния Хри­ста, кн. VII — исто­рия до эпо­хи Оро­зия) было ори­ен­ти­ро­ва­но преж­де все­го на Хро­ни­ки Евсе­вия и Иеро­ни­ма. Оро­зий исполь­зо­вал так­же сочи­не­ния Ливия, Таци­та, Све­то­ния, Фло­ра, Юсти­на, Евтро­пия. Зна­чи­тель­ное вли­я­ние на Оро­зия ока­зал Авгу­стин. Оро­зий отби­рал то, что свиде­тель­ст­во­ва­ло в поль­зу его взглядов, но в его сочи­не­ни­ях мож­но най­ти мно­же­ство неточ­но­стей и оши­бок вслед­ст­вие поспеш­но­сти, боль­шое коли­че­ство рито­ри­че­ских пре­уве­ли­че­ний. Но Оро­зий не был толь­ко пере­пис­чи­ком, как об этом свиде­тель­ст­ву­ет само­сто­я­тель­но напи­сан­ное окон­ча­ние про­из­веде­ния, явля­ю­ще­е­ся важ­ным источ­ни­ком изу­че­ния эпо­хи Оро­зия. Сочи­не­ние Оро­зия так­же допол­ня­ет наши сведе­ния о тех пери­о­дах, сведе­ния о кото­рых нахо­ди­лись в утра­чен­ных частях про­из­веде­ний Ливия или Таци­та. Одна­ко нуж­но пом­нить, что Оро­зий был не столь­ко исто­ри­ком, сколь­ко апо­ло­ге­том. Его про­из­веде­ние ото­дви­ну­ло в тень более ран­ние исто­ри­че­ские сочи­не­ния Фло­ра и Юсти­на и ока­за­ло вли­я­ние на позд­ней­ших исто­ри­ков. Иор­дан или Иси­дор Севиль­ский исполь­зо­ва­ли работу Оро­зия, кото­рая была учеб­ни­ком все­мир­ной исто­рии вплоть до сред­не­ве­ко­вья. В IX в. король Аль­фред соста­вил ста­ро­ан­глий­скую вер­сию, а в X в. был выпол­нен араб­ский пере­вод. Исто­ри­че­ское про­из­веде­ние Оро­зия сохра­ни­лось в боль­шом чис­ле руко­пи­сей, оно рано было напе­ча­та­но и к кон­цу XVII в. выдер­жа­ло уже 25 изда­ний.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДРЕПАНИЙ • КТЕСИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА