ОРФИКИ (гр. orphikoi, лат. orphici). Орфизм — религиозное направление, создателем которого по традиции считался Орфей, мифический поэт-песнопевец из Фракии. Греки считали его первым греческим поэтом, более древним, чем Гомер. С образом Орфея связаны многочисленные легенды. По легенде, он погиб, разорванный на части фракийскими женщинами, а его голова и лира переплыли через море на берег Лесбоса. Там его погребли, а Лесбос стал с той поры островом поэтов. Орфизм распространился в Греции в VII, а особенно в VI в. до н. э., но очень малую часть имеющихся у нас сведений относят к этому периоду. Учение орфиков мы лучше знаем из более поздних источников. Космология (учение о рождении мира) орфиков гласила, что бесконечный и вечный Хронос (Время) породил Хаос и Эфир, а затем вылепил из них серебряное яйцо мира. Из него вылупился гермафродит Фан, бог света и любви, который породил Ночь, а в дальнейшем вместе с ней и другие живые существа и богов. Происхождение людей было связано с Дионисом-Загревсом, сыном Зевса и Персефоны. Враги Зевса, Титаны, разорвали и пожрали Диониса. В отместку Зевс спалил их молнией, а из пепла, в котором находились останки как Титанов, так и Диониса, родились люди, отмеченные двойственностью натуры: титанической (тело; то, что низко и подло) и дионисийской (душа; то, что возвышенно и божественно). Предназначение человека — уничтожить в себе титанические начала и развить божественные. К этой цели вела жизнь в соответствии с орфическими принципами, среди которых были воздержание от употребления в пищу мяса и бобов, сохранение ритуальной чистоты и т. п. Жизнь есть наказание за преступление титанов, а тело — могила души. Началом подлинной жизни является смерть. После смерти душа предстает перед судом, и если она отягощена проступками, которые еще можно исправить, она приговаривается к новому телесному воплощению. Освобождение и счастливая жизнь среди благословенных суждены тем, кто троекратно безупречно проживет жизнь. Учение орфиков записано в так называемых «священных писаниях» (hieroi logoi), авторами которых были Орфей и его ученик Мусей. Таких писаний, а также пророчеств и предсказаний, связанных с орфизмом, было очень много. Литературная их обработка принадлежит, по-видимому, Ономакриту, работавшему в Афинах при дворе Писистратидов в VI в. до н. э. Орфизм возродился в эпоху римской Империи. Основным произведением, на которое ссылались все орфики этого периода, были Двадцать четыре священных песни (Hieroi logoi en rapsodias XXIV), гекзаметрическое произведение, называвшееся также Большой теогонией, от которого сохранились только фрагменты. Оно представляет собой компиляцию, выказывающую значительное сходство с Теогонией Гесиода. О дате его написания спорят, хотя, несомненно, это довольно позднее произведение. Но в основе его, возможно, лежит какая-нибудь пратеогония VI в. до н. э. Из более чем 50 поэтических произведений, приписываемых Орфею, сохранились: Аргонавтика, эпическая поэма(1384 стиха) IV или V в. н. э., ориентированная на эпопею Аполлония Родосского, и Литика (поэма о камнях), тоже написанная гекзаметром (768 стихов) IV в. н. э., которая рассказывает о силе и воздействии камней; ее связь с орфическими представлениями довольно отдаленна. Особого внимания заслуживает собрание 88 орфических гимнов, представлявшее собой священную книгу какой-то орфической общины, вероятнее всего, в Малой Азии. Эти гимны являются произведениями одного автора, жившего не ранее II в. н. э. Преимущественно написанные гекзаметром, они обращены к олимпийским и восточным божествам, почитаемым орфиками. Сборник составлен в соответствии с иерархией богов в орфическом пантеоне. Их форма напоминает традиционные греческие гимны, но с одним существенным отличием. Центральную часть гомеровского гимна составлял миф, в то время как орфические гимны состоят исключительно из воззваний к богам и перечисления эпитетов, которые раскрывают величие и мощь богов и ничтожность человека. Орфические представления оказали значительное влияние на греческую культуру. Отзвуки воззрений орфиков мы находим у философов: Эмпедокла, Парменида, Гераклита и других, а возможно, и в произведении Ферекида Сирского и в некоторых песнях Пиндара. Моральные принципы, приближенные к орфическим, исповедовали пифагорейцы. Орфическое учение о душе присвоил Платон. Космогонию орфиков пародировал Аристофан в Птицах. В период римской Империи влияние орфиков наиболее отчетливо в сочинениях неоплатоников.