Античные писатели

ОРФИКИ (гр. or­phi­koi, лат. or­phi­ci). Орфизм — рели­ги­оз­ное направ­ле­ние, созда­те­лем кото­ро­го по тра­ди­ции счи­тал­ся Орфей, мифи­че­ский поэт-пес­но­пе­вец из Фра­кии. Гре­ки счи­та­ли его пер­вым гре­че­ским поэтом, более древним, чем Гомер. С обра­зом Орфея свя­за­ны мно­го­чис­лен­ные леген­ды. По леген­де, он погиб, разо­рван­ный на части фра­кий­ски­ми жен­щи­на­ми, а его голо­ва и лира пере­плы­ли через море на берег Лес­боса. Там его погреб­ли, а Лес­бос стал с той поры ост­ро­вом поэтов. Орфизм рас­про­стра­нил­ся в Гре­ции в VII, а осо­бен­но в VI в. до н. э., но очень малую часть име­ю­щих­ся у нас сведе­ний отно­сят к это­му пери­о­ду. Уче­ние орфи­ков мы луч­ше зна­ем из более позд­них источ­ни­ков. Кос­мо­ло­гия (уче­ние о рож­де­нии мира) орфи­ков гла­си­ла, что бес­ко­неч­ный и веч­ный Хро­нос (Вре­мя) поро­дил Хаос и Эфир, а затем выле­пил из них сереб­ря­ное яйцо мира. Из него вылу­пил­ся гер­ма­фро­дит Фан, бог све­та и люб­ви, кото­рый поро­дил Ночь, а в даль­ней­шем вме­сте с ней и дру­гие живые суще­ства и богов. Про­ис­хож­де­ние людей было свя­за­но с Дио­ни­сом-Загрев­сом, сыном Зев­са и Пер­се­фо­ны. Вра­ги Зев­са, Тита­ны, разо­рва­ли и пожра­ли Дио­ни­са. В отмест­ку Зевс спа­лил их мол­нией, а из пеп­ла, в кото­ром нахо­ди­лись остан­ки как Тита­нов, так и Дио­ни­са, роди­лись люди, отме­чен­ные двой­ст­вен­но­стью нату­ры: тита­ни­че­ской (тело; то, что низ­ко и под­ло) и дио­ни­сий­ской (душа; то, что воз­вы­шен­но и боже­ст­вен­но). Пред­на­зна­че­ние чело­ве­ка — уни­что­жить в себе тита­ни­че­ские нача­ла и раз­вить боже­ст­вен­ные. К этой цели вела жизнь в соот­вет­ст­вии с орфи­че­ски­ми прин­ци­па­ми, сре­ди кото­рых были воз­дер­жа­ние от употреб­ле­ния в пищу мяса и бобов, сохра­не­ние риту­аль­ной чистоты и т. п. Жизнь есть нака­за­ние за пре­ступ­ле­ние тита­нов, а тело — моги­ла души. Нача­лом под­лин­ной жиз­ни явля­ет­ся смерть. После смер­ти душа пред­ста­ет перед судом, и если она отя­го­ще­на про­ступ­ка­ми, кото­рые еще мож­но испра­вить, она при­го­ва­ри­ва­ет­ся к ново­му телес­но­му вопло­ще­нию. Осво­бож­де­ние и счаст­ли­вая жизнь сре­ди бла­го­сло­вен­ных суж­де­ны тем, кто трое­крат­но без­упреч­но про­жи­вет жизнь. Уче­ние орфи­ков запи­са­но в так назы­вае­мых «свя­щен­ных писа­ни­ях» (hie­roi lo­goi), авто­ра­ми кото­рых были Орфей и его уче­ник Мусей. Таких писа­ний, а так­же про­ро­честв и пред­ска­за­ний, свя­зан­ных с орфиз­мом, было очень мно­го. Лите­ра­тур­ная их обра­бот­ка при­над­ле­жит, по-види­мо­му, Оно­макри­ту, работав­ше­му в Афи­нах при дво­ре Писи­стра­ти­дов в VI в. до н. э. Орфизм воз­ро­дил­ся в эпо­ху рим­ской Импе­рии. Основ­ным про­из­веде­ни­ем, на кото­рое ссы­ла­лись все орфи­ки это­го пери­о­да, были Два­дцать четы­ре свя­щен­ных пес­ни (Hie­roi lo­goi en rap­so­dias XXIV), гекза­мет­ри­че­ское про­из­веде­ние, назы­вав­ше­е­ся так­же Боль­шой тео­го­ни­ей, от кото­ро­го сохра­ни­лись толь­ко фраг­мен­ты. Оно пред­став­ля­ет собой ком­пи­ля­цию, выка­зы­ваю­щую зна­чи­тель­ное сход­ство с Тео­го­ни­ей Геси­о­да. О дате его напи­са­ния спо­рят, хотя, несо­мнен­но, это доволь­но позд­нее про­из­веде­ние. Но в осно­ве его, воз­мож­но, лежит какая-нибудь пра­тео­го­ния VI в. до н. э. Из более чем 50 поэ­ти­че­ских про­из­веде­ний, при­пи­сы­вае­мых Орфею, сохра­ни­лись: Арго­нав­ти­ка, эпи­че­ская поэ­ма(1384 сти­ха) IV или V в. н. э., ори­ен­ти­ро­ван­ная на эпо­пею Апол­ло­ния Родос­ско­го, и Лити­ка (поэ­ма о кам­нях), тоже напи­сан­ная гекза­мет­ром (768 сти­хов) IV в. н. э., кото­рая рас­ска­зы­ва­ет о силе и воздей­ст­вии кам­ней; ее связь с орфи­че­ски­ми пред­став­ле­ни­я­ми доволь­но отда­лен­на. Осо­бо­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ет собра­ние 88 орфи­че­ских гим­нов, пред­став­ляв­шее собой свя­щен­ную кни­гу какой-то орфи­че­ской общи­ны, веро­ят­нее все­го, в Малой Азии. Эти гим­ны явля­ют­ся про­из­веде­ни­я­ми одно­го авто­ра, жив­ше­го не ранее II в. н. э. Пре­иму­ще­ст­вен­но напи­сан­ные гекза­мет­ром, они обра­ще­ны к олим­пий­ским и восточ­ным боже­ствам, почи­тае­мым орфи­ка­ми. Сбор­ник состав­лен в соот­вет­ст­вии с иерар­хи­ей богов в орфи­че­ском пан­теоне. Их фор­ма напо­ми­на­ет тра­ди­ци­он­ные гре­че­ские гим­ны, но с одним суще­ст­вен­ным отли­чи­ем. Цен­траль­ную часть гоме­ров­ско­го гим­на состав­лял миф, в то вре­мя как орфи­че­ские гим­ны состо­ят исклю­чи­тель­но из воз­зва­ний к богам и пере­чис­ле­ния эпи­те­тов, кото­рые рас­кры­ва­ют вели­чие и мощь богов и ничтож­ность чело­ве­ка. Орфи­че­ские пред­став­ле­ния ока­за­ли зна­чи­тель­ное вли­я­ние на гре­че­скую куль­ту­ру. Отзву­ки воз­зре­ний орфи­ков мы нахо­дим у фило­со­фов: Эмпе­док­ла, Пар­ме­нида, Герак­ли­та и дру­гих, а воз­мож­но, и в про­из­веде­нии Фере­кида Сир­ско­го и в неко­то­рых пес­нях Пин­да­ра. Мораль­ные прин­ци­пы, при­бли­жен­ные к орфи­че­ским, испо­ве­до­ва­ли пифа­го­рей­цы. Орфи­че­ское уче­ние о душе при­сво­ил Пла­тон. Кос­мо­го­нию орфи­ков паро­ди­ро­вал Ари­сто­фан в Пти­цах. В пери­од рим­ской Импе­рии вли­я­ние орфи­ков наи­бо­лее отчет­ли­во в сочи­не­ни­ях нео­пла­то­ни­ков.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • ДИАЛЕКТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА