Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КА́НТИК

Cantĭcum. Так назы­вал­ся в рим­ской комедии и тра­гедии, а так­же и в мимах род моно­ло­га, пере­да­вав­ше­го­ся речи­та­ти­вом под акком­па­не­мент флей­ты, и при­том так, что актер, ввиду того, что испол­не­ние этой сце­ны тре­бо­ва­ло уси­лен­ной мими­ки и боль­шо­го напря­же­ния тела, часто толь­ко играл немую роль, а реци­та­цию и пение пре­до­став­лял дру­го­му лицу, кото­ро­му акком­па­ни­ро­вал игрок на флей­те. В этой части рим­ской дра­мы пре­об­ла­да­ло выра­же­ние силь­ных стра­стей и чувств. Меж­ду тем как диа­лог (di­ver­bium) почти все­гда состо­ял из ямби­че­ских сена­ров, мет­ры в кан­ти­ках часто меня­лись. Даже в руко­пи­сях обе эти пар­тии отме­ча­лись осо­бен­ны­ми зна­ка­ми. В позд­ней­шее вре­мя кан­ти­ки пелись даже одни и отдель­но от дра­мы. Ср. G. Her­mann, de can­ti­cis in Ro­man. fab. sce­ni­cis (Opusc. I, 290 сл.). Ritschl, can­ti­cum und di­ver­bium bei Plau­tus (Rhein. Mus. 26, 599 сл. 27, 187 сл.). Ср. так­же Co­moe­dia.

См. также:
КАНТИК (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 244—245.
См. по теме: КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭНКАУСТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА