ПАВЛИН, Понтий Меропий Аниций; Paulinus, Pontius Meropius Anicius, из Нолы, ок. 353—431 гг. н. э., латинский христианский поэт. Родился в состоятельной христианской сенаторской семье в Бурдигалии (совр. Бордо), где получил основательное риторическое образование у Авсония, добрым другом которого он впоследствии стал. Отказался от прекрасно начатой политической карьеры (он был сенатором, консулом, ок. 379 г. наместником Кампании), женился на христианке Тересии (385 г.), крестился в 390 г., с согласия жены сделался аскетом (ок. 393 г.), порвал с друзьями, а имущество отдал бедным. Из Испании, где он в 394 г. получил звание священника, Павлин вместе с женой уехал в Нолу (в Кампании). Там он построил церковь над могилой св. Феликса, которого он уже давно особо почитал, а также Дом Паломника, и основал монашескую общину. Примерно в 410 г. стал епископом Нолы, там он прославился гостеприимством и благотворительной деятельностью. Переписывался с самыми выдающимися представителями своего времени: Иеронимом, Амвросием (переписка не сохранилась), Августином, а прежде всего со старым учителем Авсонием, который посоветовал ему сменить образ жизни. Нам известно 51 письмо Павлина 394—426 гг. Все эти письма написаны на изысканной, затейливой и напыщенной латыни. Они представляются интересным свидетельством религиозной жизни эпохи. Павлин был автором несохранившегося прозаического панегирика императору Феодосию, но он к тому же слыл величайшим (наряду с Пруденцием) христианским поэтом. Сохранилось 33 произведения на случай, преимущественно на религиозную тематику, различной длины (например, № 21 насчитывает 858 стихов) и написанные разными метрами. Основную их часть составляет цикл из 14 поэм (№№ 12—16, 18—21, 23, 26—29) в честь св. Феликса, создаваемых ежегодно ко дню его чествования. Поэтическим вкусом и изысканностью формы отличаются №№ 7—9, которые являются гекзаметрическими и ямбическими парафразами 3 псалмов (1, 2, 136); эти произведения предопределили дальнейшее развитие литературного жанра, поскольку Павлину удалось донести до читателей скрытую поэзию псалмов. На Библию, а точнее, на Евангелие от Луки, Павлин опирался в восхвалении первого аскета Иоанна Крестителя в № 6 под названием Похвала св. Иоанну (Laus sancti Iohannis). Можно также упомянуть 2 поэтических послания к Авсонию (№№ 10, 11) и программное произведение № 22, важное для истории литературы, в котором Павлин заявлял о необходимости отказаться от мифологической тематики и использовать традиционные формы античной литературы в произведениях, распространяющих христианские идеи (ср. послание № 16). Сам Павлин воплотил эти принципы в жизнь и в эпиталаме (свадебной песни; № 25) он воспевает христианский брак в противоположность языческому, в пропемптиконе (прощальной песни; № 17) прощается с покидающим Италию епископом Ремезианы Никетом, а в консолации (утешительной песни; № 31) старается смягчить горе родителей, утративших сына, при помощи утверждения христианского учения о том, что после смерти праведных ждет вечная жизнь. Почти ничего не сохранилось от его эпиграмм, утрачено также поэтическое переложение произведения Светония О царях (De regibus). Павлину приписывали и другие произведения. Поэзия Павлина, исполненная глубокой веры, выказывает большую начитанность автора в древней и христианской литературе и его поэтическое мастерство в области стилистики и формы. Павлин редко достигал силы, размаха и философской глубины поэзии Пруденция, но был равен ему по ясности мыслей, барочной изощренности, плавности стиха и религиозному пылу. Потомки восхищались более аскетической жизнью Павлина, чем его литературным творчеством. Заслуга Павлина состоит в том, что в традиционные формы древней литературы он влил новое христианское содержание.