Античные писатели

ПАКУВИЙ, Марк; Pa­cu­vius, Mar­cus, ок. 220 — ок. 131 гг. до н. э., рим­ский тра­гик. Родил­ся в Брун­ди­зии. Пле­мян­ник Энния, кото­рый, по-види­мо­му, при­вез его в Рим и там руко­во­дил раз­ви­ти­ем его талан­та. Поми­мо лите­ра­ту­ры, Паку­вий зани­мал­ся так­же живо­пи­сью; Пли­ний Стар­ший упо­ми­на­ет зна­ме­ни­тую кар­ти­ну Паку­вий в хра­ме Гер­ку­ле­са. В Риме, где он про­вел почти всю жизнь, Паку­вий под­дер­жи­вал отно­ше­ния с кру­гом Сци­пи­о­нов. Уже вось­ми­де­ся­ти­лет­ним стар­цем он встре­тил­ся на сцене с трид­ца­ти­лет­ним Акци­ем. В кон­це жиз­ни пере­ехал в Тарент, где его по пути в Азию наве­стил Акций и про­чел ему сво­его Атрея. Сре­ди лите­ра­тур­ных про­из­веде­ний Паку­вия древ­няя тра­ди­ция назы­ва­ет сати­ры, кото­рые — подоб­но сати­рам Энния — пред­став­ля­ли собой сбор­ник поэ­ти­че­ских про­из­веде­ний раз­но­род­но­го содер­жа­ния; от них ниче­го не сохра­ни­лось. Нам извест­но 13 назва­ний тра­гедий; до нас дошло и мно­же­ство отрыв­ков, все­го 425 сти­хов. Паку­вий работал мед­лен­но, стре­мясь срав­нять­ся с гре­че­ски­ми ори­ги­на­ла­ми совер­шен­ст­вом фор­мы. И если Энний уде­лял осо­бое вни­ма­ние обра­бот­ке драм Еври­пида, то Паку­вий охот­нее зани­мал­ся тра­геди­я­ми Софок­ла, на кото­рые ори­ен­ти­ро­ва­ны сле­дую­щие пье­сы: Хрис (фр.), Гер­ми­о­на (фр.), Омо­ве­ние ног (Niptra; фр.), Тев­цер (фр.). В Спо­ре об ору­жии (Ar­mo­rium iudi­cium; фр.) он взял за обра­зец Эсхи­ла. Толь­ко Антио­па (фр.) осно­ва­на на соот­вет­ст­ву­ю­щей тра­гедии Еври­пида. Оче­вид­на у Паку­вия склон­ность к вос­со­зда­нию мало­из­вест­ных вер­сий мифа. Паку­вий охот­нее все­го опи­рал­ся на пье­сы, пред­став­ляв­шие собой позд­ней­шие раз­ра­бот­ки еври­пидов­ских сюже­тов, пере­не­сен­ных на рим­скую сце­ну Энни­ем. Это был услов­ный при­ем, кото­рый дол­жен был облег­чить зри­те­лям вос­при­я­тие затей­ли­вых мифов. Таким обра­зом, Или­о­на (Ilio­na) свя­за­на с еври­пидов­ской Геку­бой, Ата­лан­та (фр.) — с Меле­а­гром, Пен­фей (Pen­the­us) — с Вак­хан­ка­ми, Мед — с дра­ма­ми Еври­пида о Медее. Орест раб (Du­lo­res­tes; фр.) бази­ру­ет­ся на какой-то пье­се, воз­мож­но, являв­шей­ся про­дол­же­ни­ем Элек­тры Софок­ла. Осо­бое место в твор­че­стве Паку­вия зани­ма­ет fa­bu­la prae­tex­ta Павел (фр.), сюжет кото­рой взят из исто­рии Рима. Геро­ем дра­мы был, веро­ят­но, Эми­лий Павел, победи­тель македон­ско­го царя Пер­сея (168 г.). Дра­мы Паку­вия отли­ча­ют­ся запу­тан­ной фабу­лой, в них часто отра­жа­ют­ся боль­шие стра­сти. Их герои часто без­оруж­ные жен­щи­ны и ста­ри­ки, осо­бен­но лишен­ные тро­на цари, как напри­мер Эет в Меде. Паку­вий про­ти­во­по­став­лял им жесто­ких тира­нов, что уси­ли­ва­ло воздей­ст­вие на зри­те­лей. В соот­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ни­я­ми элли­ни­сти­че­ско­го декла­ма­ци­он­но­го искус­ства он тре­бо­вал от акте­ров уме­ния читать длин­ные опи­са­тель­ные речи­та­ти­вы. В сво­их тра­геди­ях он рас­ска­зы­вал о стран­ст­ви­ях Улис­са и кра­соч­но опи­сы­вал раз­лич­ные при­род­ные явле­ния; зна­ме­ни­тым ста­ло его опи­са­ние бури на море. Воз­вы­шен­но­му тону тра­гедий Паку­вия отве­чал их язык, харак­те­ри­зу­ю­щий­ся мно­го­чис­лен­ны­ми нео­ло­гиз­ма­ми и слож­ны­ми сло­ва­ми, часто мно­го­слож­ны­ми, кото­рых, кро­ме как в тра­геди­ях и паро­ди­ру­ю­щих их комеди­ях, латынь себе не поз­во­ля­ла. Нагро­мож­де­ние арха­и­че­ских форм при­да­ва­ло язы­ку Паку­вия необыч­ный отте­нок. Богат­ство сти­ля Паку­вия под­чер­ки­вал Варрон; одна­ко его язык кри­ти­ко­ва­ли Цице­рон и Квин­ти­ли­ан; Гора­ций назы­ва­ет его уче­ным стар­цем. Цице­рон счи­тал Паку­вия вели­чай­шим рим­ским тра­ги­ком; его пье­сы дей­ст­во­ва­ли на осо­бо впе­чат­ли­тель­ных зри­те­лей еще во вре­ме­на Пер­сия (I в.), хотя теат­раль­ная пуб­ли­ка уже дав­но пере­ста­ла ими вос­хи­щать­ся.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДРЕПАНИЙ • КТЕСИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА