ПАКУВИЙ, Марк; Pacuvius, Marcus, ок. 220 — ок. 131 гг. до н. э., римский трагик. Родился в Брундизии. Племянник Энния, который, по-видимому, привез его в Рим и там руководил развитием его таланта. Помимо литературы, Пакувий занимался также живописью; Плиний Старший упоминает знаменитую картину Пакувий в храме Геркулеса. В Риме, где он провел почти всю жизнь, Пакувий поддерживал отношения с кругом Сципионов. Уже восьмидесятилетним старцем он встретился на сцене с тридцатилетним Акцием. В конце жизни переехал в Тарент, где его по пути в Азию навестил Акций и прочел ему своего Атрея. Среди литературных произведений Пакувия древняя традиция называет сатиры, которые — подобно сатирам Энния — представляли собой сборник поэтических произведений разнородного содержания; от них ничего не сохранилось. Нам известно 13 названий трагедий; до нас дошло и множество отрывков, всего 425 стихов. Пакувий работал медленно, стремясь сравняться с греческими оригиналами совершенством формы. И если Энний уделял особое внимание обработке драм Еврипида, то Пакувий охотнее занимался трагедиями Софокла, на которые ориентированы следующие пьесы: Хрис (фр.), Гермиона (фр.), Омовение ног (Niptra; фр.), Тевцер (фр.). В Споре об оружии (Armorium iudicium; фр.) он взял за образец Эсхила. Только Антиопа (фр.) основана на соответствующей трагедии Еврипида. Очевидна у Пакувия склонность к воссозданию малоизвестных версий мифа. Пакувий охотнее всего опирался на пьесы, представлявшие собой позднейшие разработки еврипидовских сюжетов, перенесенных на римскую сцену Эннием. Это был условный прием, который должен был облегчить зрителям восприятие затейливых мифов. Таким образом, Илиона (Iliona) связана с еврипидовской Гекубой, Аталанта (фр.) — с Мелеагром, Пенфей (Pentheus) — с Вакханками, Мед — с драмами Еврипида о Медее. Орест раб (Dulorestes; фр.) базируется на какой-то пьесе, возможно, являвшейся продолжением Электры Софокла. Особое место в творчестве Пакувия занимает fabula praetexta Павел (фр.), сюжет которой взят из истории Рима. Героем драмы был, вероятно, Эмилий Павел, победитель македонского царя Персея (168 г.). Драмы Пакувия отличаются запутанной фабулой, в них часто отражаются большие страсти. Их герои часто безоружные женщины и старики, особенно лишенные трона цари, как например Эет в Меде. Пакувий противопоставлял им жестоких тиранов, что усиливало воздействие на зрителей. В соответствии с требованиями эллинистического декламационного искусства он требовал от актеров умения читать длинные описательные речитативы. В своих трагедиях он рассказывал о странствиях Улисса и красочно описывал различные природные явления; знаменитым стало его описание бури на море. Возвышенному тону трагедий Пакувия отвечал их язык, характеризующийся многочисленными неологизмами и сложными словами, часто многосложными, которых, кроме как в трагедиях и пародирующих их комедиях, латынь себе не позволяла. Нагромождение архаических форм придавало языку Пакувия необычный оттенок. Богатство стиля Пакувия подчеркивал Варрон; однако его язык критиковали Цицерон и Квинтилиан; Гораций называет его ученым старцем. Цицерон считал Пакувия величайшим римским трагиком; его пьесы действовали на особо впечатлительных зрителей еще во времена Персия (I в.), хотя театральная публика уже давно перестала ими восхищаться.