ПАНЕТИЙ; Panaitios, с Родоса, ок. 180 — ок. 100 гг. до н. э., греческий философ. Происходил из богатой аристократической семьи из Линда на Родосе. Получил глубокое риторическое и философское образование, слушая в Афинах лекции Диогена из Селевкии, стоика, а затем выступления его преемника Антипатра из Тарса, после смерти которого сам возглавил школу. Панетия называли также учеником Кратета из Малла. В Риме Панетий вошел в круг Сципиона Младшего (возможно, его туда ввел Полибий). Взгляды, им провозглашаемые, отвечали духу римской аристократии. Призвание человека Панетий видел в труде на благо государства, а идеал в одаренной личности, посланце судьбы, для которого служение является его долгом перед обществом. Он защищал римский империализм, вслед за Аристотелем утверждая, будто одни родятся господами, другие же — их слугами. Стоическую философию он стремился примирить со взглядами Платона и Аристотеля. Он отбросил многие постулаты старых стоиков, и хотя признавал безусловное первенство Логоса, но считал его неизбежным вместилищем тело, а полем деятельности — весь мир. Он объединил выводы своих предшественников: по его системе, «жить в согласии с природой» значило жить согласно с нашими природными склонностями, которые не следует искоренять, но управлять ими посредством разума. Будучи рационалистом, Панетий, вопреки традициям стоиков, отвергал астрологию, магию и ведовство. Он также разделил все мифы на три категории: созданные поэтами, государственными деятелями и философами. Все сочинения Панетия утрачены. Его трактат Об обязанностях (Peri tu kathekontos) лег в основу произведения Цицерона с тем же названием, переведенным на латинский язык.