Античные писатели

ПАРМЕНИД; Par­me­ni­des, из Элеи в Южной Ита­лии, род. ок. 540 или ок. 515 г. до н. э., гре­че­ский фило­соф. Про­ис­хо­дил из знат­ной и бога­той семьи. По-види­мо­му, соста­вил зако­ны для жите­лей Элеи. На 65 году жиз­ни посе­тил Афи­ны. Вопре­ки гос­под­ст­во­вав­ше­му в древ­но­сти мне­нию, Пар­ме­нид не был уче­ни­ком Ксе­но­фа­на, хотя кон­цеп­ция Бога у послед­не­го и ока­за­ла вли­я­ние на его взгляды. Пар­ме­нид осно­вал Элей­скую шко­лу, его уче­ни­ком был Зенон Элей­ский. Фило­соф­ские взгляды Пар­ме­нид отра­зил в поэ­ме О при­ро­де (Pe­ri phy­seos; ок. 480 г. до н. э.), кото­рую чита­ли еще в IV в. н. э. Во вступ­ле­нии к поэ­ме Пар­ме­нид опи­сал свое путе­ше­ст­вие в сопро­вож­де­нии доче­рей Солн­ца из дома Ночи к жили­щу Све­та, где его встре­ти­ла Спра­вед­ли­вость (Di­ke) и откры­ла исти­ну (ale­theia; это пер­вая часть поэ­мы) и при­чи­ны чело­ве­че­ских заблуж­де­ний (это ее вто­рая часть). От про­из­веде­ния сохра­ни­лось при­мер­но 150 гекза­мет­ров. По мне­нию Пар­ме­нида, суще­ст­ву­ет еди­ное, веч­ное, непо­движ­ное сущее в обра­зе шара. Посколь­ку сущее не может не суще­ст­во­вать, а небы­тие не может суще­ст­во­вать, то ниче­го не появ­ля­ет­ся из ниче­го и в ничто не воз­вра­ща­ет­ся. Бытие мож­но познать толь­ко разу­мом, «ибо бытие и мыш­ле­ние одно и то же». Небы­тие невоз­мож­но понять. Пар­ме­нид отбра­сы­ва­ет чув­ст­вен­ное вос­при­я­тие как лож­ное и при­зна­ет оруди­ем позна­ния разум. Пар­ме­нид был сто­рон­ни­ком дедук­тив­но­го мето­да в фило­со­фии. При­чи­на чело­ве­че­ских заблуж­де­ний кро­ет­ся в пред­став­ле­нии о суще­ст­во­ва­нии двух раз­лич­ных и про­ти­во­по­лож­ных миро­вых прин­ци­пов: све­та и тьмы. Во вто­рой части сво­ей поэ­мы Пар­ме­нид кри­ти­ку­ет Герак­ли­та (при­знаю­ще­го суще­ст­во­ва­ние бытия и небы­тия во всех вещах), пифа­го­рей­цев, гово­ря­щих о суще­ст­во­ва­нии 10 пар про­ти­во­по­лож­но­стей, а воз­мож­но, и ионий­ских натур­фи­ло­со­фов (Ана­к­си­манд­ра, Ана­к­си­ме­на и Фале­са), фило­со­фия Пар­ме­нида нашла неве­ро­ят­ный отклик. Систе­мы Эмпе­док­ла, Ана­к­са­го­ра и впо­след­ст­вии Демо­кри­та пыта­лись раз­ре­шить постав­лен­ный Пар­ме­нидом вопрос о воз­мож­но­сти сосу­ще­ст­во­ва­ния рож­де­ния и гибе­ли, дви­же­ния и мно­же­ст­вен­но­сти. Онто­ло­гия Пла­то­на выте­ка­ет из фило­со­фии Пар­ме­нида. Бла­го­да­ря Пла­то­ну, Пло­ти­ну и Про­клу онто­ло­гия Пар­ме­нида гос­под­ст­во­ва­ла в евро­пей­ской фило­со­фии до нача­ла ново­го вре­ме­ни. Сущ­ность этой онто­ло­гии пони­ма­ют по-раз­но­му. Одни счи­та­ют его «отцом мате­ри­а­лиз­ма», а дру­гие — «отцом иде­а­лиз­ма», посколь­ку в его про­из­веде­ни­ях мож­но най­ти под­твер­жде­ние как одно­го, так и дру­го­го. Пар­ме­нид явля­ет­ся одним из геро­ев, дав­ших име­на диа­ло­гам Пла­то­на.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА