ПИНДАР; Pindaros, из Фив, ок. 518 — ок. 438 гг. до н. э., греческий лирический поэт. Родился в прилежащей к Фивам местности Кенокелаф. Происходил из аристократической семьи. Воспитывался и учился в Фивах, после чего уехал в Афины, чтобы пополнить музыкальное образование. Рано начал поэтическую деятельность. По легенде, он соревновался с поэтессой Коринной, которая смела его поучать, как писать песни. Вероятно, он соперничал с Симонидом и его племянником Вакхилидом. Во времена упадка хоровой лирики, когда выросшая из нее трагедия бурно цвела в демократических Афинах, Пиндар продолжал заниматься хоровой лирикой в разных ее жанрах. Он нашел ценителей среди богатых аристократов, владык и тиранов. Самое раннее из известных нам произведений Пиндара — Пифийская ода X, написанное для Гиппокла Фессалийского из рода Алеадов, победителя в двойном беге в 498 г. В 490 г. в Дельфах Пиндар в первый раз завязал отношения со двором Ферона, тирана Акраганта на Сицилии. Во время персидских войн родные Пиндару Фивы оказались на стороне захватчиков. После победы греков Фивы пережили острый кризис, который невыгодным образом отразился на положении Пиндара. Он попытался найти покровительства у благосклонных к нему аристократов острова Эгины, для которых позднее писал эпиникии. Затем по приглашению уехал на Сицилию, жил в 476—474 гг. при дворах Гиерона I в Сиракузах и Ферона в Акраганте. Там он прославлял в своих песнях победы, одержанные на играх этими владыками (Олимпийские оды I, II, III; Пифийские оды I, II, III) или их родственниками и друзьями (Олимпийская ода VI, Немейские оды I, IX). Он также писал хвалебные и пиршественные песни. На вершине славы и успеха Пиндар вернулся на родину, где получал заказы от самых знаменитых спортсменов греческого мира. Отношения с сицилийскими владыками поддерживались еще некоторое время, но Ферон вскоре умер (472 г.), а Гиерон склонился к поэзии Вакхилида. Последняя ода на победу колесницы Гиерона была написана Пиндаром в 470 г. (Пифийская ода I). В 462—461 гг. Пиндар писал для Аркесилая, царя Кирены, победы которого на состязаниях колесниц он почтил длинными и прекрасными песнями (Пифийские оды IV и V). Умер, вероятно, в Аргосе во время представления в театре. Был похоронен в Фивах. Александрийские ученые разделили творчество Пиндара на 17 книг по жанровому принципу: гимны — 1 кн., пеаны (песни в честь Аполлона) — 1 кн., дифирамбы — 2 кн., парфении (песни для хора девушек) — 2 кн., гипорхематы (танцевальные песни) — 2 кн., энкомии (похвалы) — 1 кн., трены — 1 кн., эпиникии (песни в честь побед на играх) — 4 кн. Полностью сохранились только книги, содержавшие эпиникии, от остальных уцелели лишь фрагменты (особенно известен фрагмент дифирамба, прославляющего «фиалками увенчанные Афины», город, который Пиндар никогда не любил). Составляющие почти четверть всего творческого наследия Пиндара, эпиникии были наиболее известны, читаемы; именно они обеспечили поэту славу в веках. Они были поделены на книги по названиям больших общегреческих игр, с которыми они были связаны: I. Олимпийские, II. Пифийские, III. Немейские, IV. Истмийские. Это произведения различного характера. Большинство составляют эпиникии двух родов: короткие, не содержащие мифического повествования, которые пелись сразу же после победы (Ол. IV, V, XI, XII, XIV; Пиф. VII, Нем. II), и длинные, развернутые песни, которые обычно исполнялись на родине победителя на устроенном по этому случаю празднике. Но некоторые оды из этого собрания не являются эпиникиями в узком смысле этого слова, например Пиф. II и III представляют собой поэтические послания к Гиерону, Истм. III написана в честь Ксенократа из Акраганта уже после его смерти, а Нем. XI прославляет вступление Аристагора из Тенеды в должность притана. Одна из песен, Пиф. XII для Мидаса из Акраганта, славит победу в музыкальном состязании. Эпиникии Пиндара — это праздничные и официальные песни, с сильной религиозной окраской, составленные согласно традиционным правилам хоровой песни. Они имеют строфическое строение, чаще всего представляют собой триаду (строфа, антистрофа, эпод). Каждая песнь имела собственный ритм и мелодию. Содержание их было традиционным. В каждой из них наличествовали определенные составляющие: сообщение о победе и сведения о победителе, прославление атлета, его рода и отчизны, молитвы и просьбы к богам, нравственные заповеди и наставления, и наконец, гномы — сентенции. Более длинные эпиникии содержали также какое-либо предание, а иногда и несколько. Основной задачей оды было восхваление победителя. Она как бы дополняла победу и придавала ей особый смысл. Она также должна была обеспечить посмертную славу у будущих поколений. Миф способствовал выполнению одой ее функций. Его содержание касалось истории рода или отчизны адресата, легенд, связанных с местом, где проводились игры, или истории самих игр. Иногда миф иллюстрировал нравственные наставления. Миф преподносился Пиндаром в манере, совершенно отличной от эпической. Пиндар описывал только кульминационные моменты легенды, оставляя остальное знаниям и воображению слушателей. Он нигде не начинает миф с самого начала и не доводит повествования до конца; переходы между частями оды довольно резки (часто это лишь половина фразы) и как бы случайны. Связующим звеном часто является моральная сентенция. Мир нравственных представлений Пиндара традиционен для аристократа. Существенную роль играет врожденное благородство, унаследованное от предков. Но необходимы и собственные усилия, и готовность к тем издержкам, которые влечет за собой участие в играх. Прославляя победителей, Пиндар представлял их воплощением аристократической arete (это слово не имеет точного аналога в русском языке, его можно переводить как «достоинство», «ловкость», «доблесть»), в это понятие входили: принадлежность к знатному роду, богатство, красота, физическая сила и ловкость. Важную роль в мире Пиндара играли боги, а в особенности Аполлон Дельфийский, покровитель аристократии. Ее представители всегда должны помнить о границах, поставленных людям. В песнях Пиндара перед нами предстают не столько сами боги, сколько их деяния, изменяющие мир и проникающие все и вся. Язык Пиндара трудный, насыщенный смелыми метафорами сложных перифраз, часто встречаются эллипсы. Изобилие стилистических фигур и семантической игры вкупе с техникой стремительного перехода от одного мотива к другому делают его поэзию нелегкой для восприятия. Еще при жизни Пиндар завоевал громкую славу. Когда в 335 г. Александр Великий взял Фивы, он уберег от разрушения дом Пиндара в знак уважения к поэту. В Александрийской библиотеке усердно изучали его творчество. В каноне лириков ему присуждено первое место. В Риме Пиндара почитали, но полагали также, что ему слишком трудно подражать, что и выразил Гораций в своей прославленной оде (IV 2). Позднеантичные авторы теоретических трудов, например Дионисий Галикарнасский и анонимный автор трактата О возвышенности, видели в Пиндаре гениального поэта. В IV в. н. э. Пруденций пытался ему подражать в написании эпиникиев в честь святых мучеников. Эпиникии и другие песни Пиндара долгое время читали в Египте; этому факту мы обязаны множеством папирусных находок. Первое издание эпиникиев в новое время появилось в XVI в. и побудило поэтов Ренессанса к подражанию. К наиболее выдающимся подражателям принадлежал «французский Пиндар» Пьер Ронсар. Так называемая Пиндарова ода была модным поэтическим жанром классицистической поэтики в Англии, Франции, России (Княжнин) и Польше.