Античные писатели

ПЛОТИН; Plo­ti­nos, ок. 204 — ок. 269 гг. н. э., гре­че­ский фило­соф, созда­тель нео­пла­то­низ­ма. Про­ис­хо­дил из Лико­по­ля в Егип­те. Юность про­вел в Алек­сан­дрии; слу­шал там лек­ции мно­гих фило­со­фов, одна­ко самое силь­ное впе­чат­ле­ние на него про­из­вел Аммо­ний Сакк, уче­ни­ком кото­ро­го он был 11 лет. На 40 году жиз­ни пере­ехал в Рим, где его уче­ние нашло мно­же­ство после­до­ва­те­лей, в их чис­ле были сам импе­ра­тор Гал­ли­ен и его жена Сало­ни­на. Поль­зу­ясь их покро­ви­тель­ст­вом, Пло­тин выдви­нул про­ект осно­ва­ния в Кам­па­нии горо­да фило­со­фов «Пла­то­но­по­ля», жите­ли кото­ро­го мог­ли бы вопло­тить в жизнь соци­аль­ные иде­а­лы Пла­то­на. В нем так­же дол­жен был посе­лить­ся сам Пло­тин со сво­и­ми уче­ни­ка­ми. Но план этот не был реа­ли­зо­ван. Пло­тин поль­зо­вал­ся в Риме боль­шим ува­же­ни­ем и попу­ляр­но­стью. Он пре­по­да­вал там более 25 лет. Писать начал позд­но, при­мер­но на пяти­де­ся­том году жиз­ни. Оста­вил после себя 54 труда, кото­рые его уче­ник Пор­фи­рий издал под загла­ви­ем Энне­ады. Наши­ми сведе­ни­я­ми о жиз­ни и дея­тель­но­сти Пло­ти­на мы тоже обя­за­ны Пор­фи­рию, кото­рый пред­ва­рил свое изда­ние обшир­ным вступ­ле­ни­ем О жиз­ни Пло­ти­на и о его кни­гах. Пор­фи­рий, Аме­лий и врач Евстиох были бли­жай­ши­ми дру­зья­ми и наи­бо­лее выдаю­щи­ми­ся уче­ни­ка­ми Пло­ти­на. Пер­вым изда­ни­ем сочи­не­ний Пло­ти­на сле­ду­ет счи­тать труды, соб­ст­вен­но­руч­но напи­сан­ные авто­ром и рас­про­стра­няв­ши­е­ся в кру­гу дру­зей и уче­ни­ков. Вто­рое изда­ние, по-види­мо­му, вско­ре после смер­ти Пло­ти­на, под­гото­вил Евстиох, рас­по­ло­жив работы в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке. Энне­ады Пор­фи­рия явля­ют­ся третьим по сче­ту изда­ни­ем сочи­не­ний Пло­ти­на. Оно оттес­ни­ло пред­ше­ст­ву­ю­щие изда­ния и ока­за­ло огром­ное вли­я­ние на исто­рию чело­ве­че­ской мыс­ли. Пор­фи­рий отка­зал­ся от хро­но­ло­ги­че­ско­го прин­ци­па Евстио­ха и рас­по­ло­жил труды соглас­но их тема­ти­ке: а имен­но объ­еди­нил в груп­пы труды на сход­ные темы и уста­но­вил, что в этом слу­чае мы видим 6 боль­ших разде­лов по 9 работ в каж­дом (энне­ад). Три пер­вые энне­ады вклю­ча­ли кни­ги, касаю­щи­е­ся эти­ки и эмпи­ри­че­ско­го мира, чет­вер­тая и пятая — кни­ги о душе и разу­ме, шестая же — кни­ги о Бла­ге (Абсо­лю­те). Каж­дую кни­гу Пор­фи­рий снаб­дил «заго­лов­ком» (kepha­laion): крат­ким пере­ска­зом, допол­нен­ным заме­ча­ни­я­ми об обсто­я­тель­ствах напи­са­ния кни­ги, а так­же «выво­да­ми» (epi­chei­re­ma), свое­об­раз­ным после­сло­ви­ем, содер­жа­щим необ­хо­ди­мые заме­ча­ния и пояс­не­ния к тек­сту. Загла­вия трудов в его изда­нии при­над­ле­жа­ли не само­му Пло­ти­ну, но его чита­те­лям. Разде­ле­ние трудов на про­блем­ные груп­пы облег­ча­ло зна­ком­ство с труд­ным уче­ни­ем Пло­ти­на. Про­из­веде­ния Пло­ти­на явля­лись диа­т­ри­ба­ми. Мы нахо­дим в них все чер­ты совре­мен­ной Пло­ти­ну лите­ра­тур­ной диа­т­ри­бы: спор с вымыш­лен­ным про­тив­ни­ком, поэ­ти­че­ские цита­ты, импро­ви­за­ции, язы­ко­вые воль­но­сти. Несмот­ря на это, сочи­не­ния Пло­ти­на носят инди­виду­аль­ный и непо­вто­ри­мый харак­тер. Чтобы их понять, тре­бу­ет­ся дей­ст­ви­тель­но хоро­шо знать фило­со­фию Пло­ти­на и пом­нить о ее отвле­чен­ном харак­те­ре. Пло­тин в сво­ей фило­со­фии оттал­ки­вал­ся от Пла­то­на. Он вос­при­нял пла­то­нов­ское разде­ле­ние иде­аль­но­го и реаль­но­го миров, но поста­рал­ся уни­что­жить разде­ляв­шую их про­пасть, утвер­дить един­ство бытия и создать мони­сти­че­скую систе­му, свя­зав разде­лен­ные Пла­то­ном эле­мен­ты. Чтобы достиг­нуть этой цели, он смот­рел на мир с точ­ки зре­ния его рож­де­ния и раз­ви­тия. Раз­лич­ные фор­мы бытия ока­за­лись у него эта­па­ми это­го еди­но­го раз­ви­тия. Реаль­ный мир дей­ст­ви­тель­но отли­ча­ет­ся от иде­аль­но­го, зем­ной — от боже­ст­вен­но­го, но один про­ис­хо­дит из дру­го­го. Нет мно­же­ст­вен­но­сти миров, есть еди­ное бытие, в сво­ем раз­ви­тии обре­таю­щее раз­лич­ные фор­мы. Соглас­но Пло­ти­ну, харак­тер­ным свой­ст­вом бытия явля­ет­ся акт тво­ре­ния, он созда­ет все новые и новые его фор­мы, кото­рые пред­став­ля­ют­ся его эма­на­ци­я­ми. Тео­рия эма­на­ций — основ­ной стер­жень систе­мы Пло­ти­на. Эма­на­ции под­чи­ня­ют­ся опре­де­лен­ным зако­нам: чем совер­шен­нее бытие, тем боль­шей твор­че­ской мощью оно наде­ле­но, а каж­дая фор­ма бытия про­ис­хо­дит от дру­гой, более совер­шен­ной. Порядок рож­де­ния эма­на­ций соот­вет­ст­ву­ет сни­же­нию уров­ня их совер­шен­ства. В свя­зи с этим Пло­тин раз­ли­чал три основ­ных фор­мы бытия: 1) совер­шен­ней­шее бытие — Абсо­лют; 2) бес­плот­ный мир разу­ма (kos­mos noe­tos) и 3) мате­ри­аль­ный мир чувств (kos­mos ais­the­tos): душу и мате­рию. Из Абсо­лю­та, кото­рый Пло­тин пред­став­ля­ет как выс­шую кра­соту, выс­шее бла­го и выс­шее един­ство, рож­да­ют­ся эма­на­ции, иные фор­мы бытия, все менее совер­шен­ные и все более зави­си­мые. Эти фор­мы Пло­тин назы­ва­ет гипо­ста­за­ми. Он раз­ли­ча­ет две либо три гипо­ста­зы: 1) мир разу­ма; 2) эмпи­ри­че­ский мир: душа и мате­рия. Толь­ко мир разу­ма поис­ти­не суще­ст­ву­ет, вопло­ща­ет пол­ное и неиз­мен­ное бытие, то есть онто­ло­ги­че­ское; чув­ст­вен­ный мир все­гда «явля­ет­ся», а зна­чит, несет в себе гиг­не­ти­че­ское бытие. Оба эти мира все­гда суще­ст­во­ва­ли и будут суще­ст­во­вать, но если пер­вый мог бы суще­ст­во­вать без вто­ро­го, то вто­рой без пер­во­го — нет. Бес­ко­неч­ность суще­ст­во­ва­ния обо­их миров бази­ру­ет­ся на веч­но­сти Абсо­лю­та. Раз­ли­че­ние мира разу­ма и мира чувств соот­вет­ст­ву­ет пла­то­нов­ско­му разде­ле­нию на мате­ри­аль­ный мир и мир идей. Новой у Пло­ти­на была кон­цеп­ция Абсо­лю­та и эма­на­ций. Пер­вой гипо­ста­зой Абсо­лю­та явля­ет­ся мир духа, или иде­аль­ный, вто­рой — пси­хи­че­ский мир, пони­мае­мый Пло­ти­ном как еди­ная миро­вая душа, в кото­рой содер­жат­ся все отдель­ные души. Послед­няя гипо­ста­за — это мате­рия. Она — пре­дел про­цес­са эма­на­ции. Про­цесс же этот неиз­бе­жен, он необ­хо­ди­мо про­ис­те­ка­ет из при­ро­ды бытия. В него вклю­ча­ет­ся и мате­ри­аль­ный мир. Этот посту­лат пред­став­ля­ет собой основ­ное поло­же­ние фило­соф­ско­го мониз­ма Пло­ти­на. В чело­ве­че­ской душе Пло­тин выде­лял две глав­ные состав­ля­ю­щие: низ­шую и выс­шую душу. Низ­шая душа испол­ня­ла все функ­ции, свя­зан­ные с телом, рас­ти­тель­ные и живот­ные — Пло­тин наде­ля­ет ее ответ­ст­вен­но­стью за все несо­вер­шен­ства и ошиб­ки. Зато выс­шая душа сво­бод­на от них и бла­го­да­ря это­му спо­соб­на достиг­нуть высо­чай­ших уров­ней бытия. Этот обрат­ный путь души к совер­шен­ству Пло­тин назы­ва­ет «доро­гой вверх». Таким обра­зом, с одной сто­ро­ны, мы име­ем ряд эма­на­ций, от наи­бо­лее совер­шен­ной фор­мы бытия до все менее совер­шен­ных, а с дру­гой — воз­не­се­ние души от менее совер­шен­но­го бытия к более совер­шен­но­му. Душа может под­ни­мать­ся ввысь раз­лич­ны­ми путя­ми: 1) через позна­ние (экс­таз, кото­рый был выс­шим таин­ст­вом и под­лин­ной целью фило­со­фии Пло­ти­на); 2) через эсте­ти­че­ское вос­при­я­тие (искус­ство, соглас­но Пло­ти­ну, явля­ет­ся мате­ри­аль­ным вопло­ще­ни­ем идей и сред­ст­вом упо­доб­ле­ния боже­ству; впер­вые у него тео­рия искус­ства ста­ла необ­хо­ди­мым эле­мен­том фило­соф­ской систе­мы) и 3) путем нрав­ст­вен­но­го совер­шен­ст­во­ва­ния (эти­ка). После смер­ти Пло­ти­на дей­ст­во­ва­ли уже 3 зна­ме­ни­тые нео­пла­то­ни­че­ские шко­лы: алек­сан­дрий­ско-рим­ская (Пор­фи­рий и Лон­гин, III в. н. э.), сирий­ская (ее осно­ва­тель — Ямвлих, IV в. н. э.) и афин­ская (наи­бо­лее выдаю­щий­ся пред­ста­ви­тель — Прокл, V в. н. э.). Под вли­я­ни­ем фило­со­фии Пло­ти­на нахо­дил­ся Авгу­стин, а так­же мно­гие хри­сти­ан­ские тео­ло­ги и фило­со­фы ново­го вре­ме­ни, такие как Мен де Биран во Фран­ции или Шел­линг в Гер­ма­нии.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДРЕПАНИЙ • КТЕСИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА