ПРИАПЕИ, мелкие, шутливые, часто непристойные эпиграмматические произведения, связанные с культом малоазийского бога плодородия, покровителя виноградников, садов и огородов Приапа, культ которого со временем пришел и в Рим. Статуи божества, гермы, изначально деревянные и украшенные соответствующими символами, с серпом в руке, а прежде всего с большим ярко-красным фаллосом, который должен был отпугивать злоумышленников и птиц, ставились в садах и на полях. Культ Приапа распространился в Греции в эллинистическую эпоху; тогда же появились и первые приапеи. Приапеи писал в III в. до н. э. александрийский грамматик и поэт Евфроний; другие приапеи этого периода мы находим в Палатинской антологии. Греческие приапеи отличала бедность мотивов. Истинным расцветом приапея обязана римлянам. Первые литературные приапеи в Риме создают неотерики. Их писали Катулл, а вероятно, также Тибулл, Вергилий, возможно, Овидий, а более всех — Марциал. Нам известно примерно 100 латинских приапей. Важнейшим их собранием является Corpus (или Libellus) Priapeorum, известный также под заглавием Приапические песни (Carmina priapea), содержащий ок. 80 произведений; до последнего времени считавшийся безымянным, составленным из произведений разных авторов сборник, скорее является произведением одного неизвестного нам поэта, жившего после Марциала, то есть после 100 г. н. э. Эти произведения, в противоположность предшествующим, характеризуются разнообразием мотивов, которые у автора блестяще переплетаются и комбинируются. Приапеи написаны различными метрами (преимущественно элегическим дистихом, одиннадцатисложником или хромым ямбом), они остроумны и задиристы, тщательно отделаны в формальном отношении. Приапеи оказали влияние на Гете.