Античные писатели

ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ; Pro­ko­pios, из Кеса­рии Пале­стин­ской, ок. 490—560 гг. н. э., гре­че­ский исто­рик и ритор. Пра­во­вед, с 527 г. был сек­ре­та­рем и совет­ни­ком Вели­са­рия, кото­ро­го сопро­вож­дал во всех похо­дах. С Вели­са­ри­ем он отпра­вил­ся поко­рять ван­да­лов в Афри­ке, готов — в Ита­лии и пер­сов — на Восто­ке. С 542 г. Про­ко­пий жил в Кон­стан­ти­но­по­ле. Из трех пол­но­стью сохра­нив­ших­ся про­из­веде­ний самым круп­ным явля­ет­ся Воен­ная исто­рия (Hy­per ton po­le­mon; в рус. пере­во­де: Вой­на с пер­са­ми) в 8 кни­гах, над кото­рой Про­ко­пий работал в 545—554 гг. Кн. I—II опи­сы­ва­ли борь­бу Визан­тии с пер­сид­ским цар­ст­вом Саса­нидов. Кн. III—IV рас­ска­зы­ва­ют о дея­ни­ях Юсти­ни­а­на, его сра­же­ни­ях с ван­да­ла­ми и мав­ра­ми в Афри­ке. Кн. V—VII содер­жат опи­са­ние вой­ны с гота­ми и исто­рию борь­бы импе­рии за Ита­лию (кн. V и VI, посвя­щен­ные дея­ни­ям Вели­са­рия и назы­вае­мые ино­гда Вели­са­ри­а­дой). Несколь­ко отлич­ный от осталь­ных харак­тер носит кн. VIII, напи­сан­ная через три года после кн. VII, содер­жа­щая допол­не­ния к опи­са­нию трех войн. Она изоби­лу­ет раз­но­об­раз­ны­ми отступ­ле­ни­я­ми, гео­гра­фи­че­ски­ми и этно­гра­фи­че­ски­ми экс­кур­са­ми, анек­дота­ми, рас­суж­де­ни­я­ми на раз­лич­ные темы, сре­ди про­че­го в ней мно­го инте­рес­ных сведе­ний о тогдаш­них сла­вян­ских пле­ме­нах, миф об ама­зон­ках и о самом отда­лен­ном ост­ро­ве — Ul­ti­ma Thu­le. В Воен­ной исто­рии встре­ча­ют­ся упо­ми­на­ния и о внут­рен­них собы­ти­ях (напри­мер, опи­са­ние вос­ста­ния Ника в 532 г.). Дру­гое про­из­веде­ние Про­ко­пия — О построй­ках (Pe­ri ktis­ma­ton) в 6 кни­гах, полу­чив­шее извест­ность еще при жиз­ни авто­ра. В нем Про­ко­пий опи­сы­ва­ет сакраль­ные, свет­ские и воен­ные построй­ки в раз­лич­ных реги­о­нах импе­рии. Это про­из­веде­ние явля­ет­ся пане­ги­ри­ком в честь импе­ра­то­ра. Одна­ко оно может сыг­рать роль доволь­но инте­рес­но­го путе­во­ди­те­ля, будучи цен­ным источ­ни­ком для иссле­до­ва­те­ля гео­гра­фии, архео­ло­га и исто­ри­ка искус­ства эпо­хи Юсти­ни­а­на. Третьим сохра­нив­шим­ся про­из­веде­ни­ем Про­ко­пия явля­ет­ся Тай­ная исто­рия (Anek­do­ta), напи­сан­ная при­бли­зи­тель­но в 550 г. н. э. Мы не зна­ем, когда и в каком виде она ста­ла доступ­на чита­те­лям. Пер­вый ее изда­тель, вати­кан­ский биб­лио­те­карь Але­манн, назвал сочи­не­ние таким обра­зом (1 изда­ние в 1623 г.). Это ядо­ви­тый паск­виль на Юсти­ни­а­на и импе­ра­три­цу Фео­до­ру, пол­ный изде­ва­тель­ских рас­ска­зов об их жиз­ни и прав­ле­нии. Про­ко­пий выка­зы­ва­ет в нем пре­крас­ное зна­ние обы­ча­ев импе­ра­тор­ско­го дво­ра. В обла­сти сти­ля Про­ко­пий брал за обра­зец Геро­до­та и Фукидида. Он писал про­стым и лако­нич­ным гре­че­ским язы­ком, в кото­ром ощу­ща­ет­ся вли­я­ние совре­мен­ной ему раз­го­вор­ной речи. Про­ко­пий был вели­ким исто­ри­ком, его даже назы­ва­ли «послед­ним вели­ким исто­ри­ком антич­но­сти». Про­из­веде­ния Про­ко­пия сохра­ни­лись в гре­че­ском вари­ан­те.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА