Античные писатели

ПРОТАГОР; Pro­ta­go­ras, из Абде­ры, ок. 490 — ок. 420 гг. до н. э., гре­че­ский писа­тель. Один из пер­вых и наи­бо­лее выдаю­щих­ся софи­стов. Осно­во­по­лож­ник софи­сти­че­ско­го обра­за жиз­ни (путе­ше­ст­вия с лек­ци­я­ми, пре­по­да­ва­ние за высо­кие гоно­ра­ры, пре­бы­ва­ние в домах бога­тых людей, инте­ре­су­ю­щих­ся куль­ту­рой). По пре­да­нию, вос­пи­тан­ник пер­сид­ских магов. Позд­нее была сло­же­на леген­да, соглас­но кото­рой Про­та­гор сна­ча­ла был груз­чи­ком, а затем стал уче­ни­ком Демо­кри­та. Веро­ят­но, Про­та­гор несколь­ко раз был в Афи­нах. Во вре­мя пер­во­го пре­бы­ва­ния он подру­жил­ся с Пери­к­лом, кото­рый дове­рил ему состав­ле­ние уста­ва для панэл­лин­ской коло­нии Фурии в Южной Ита­лии (444—443 гг. до н. э.). Впо­след­ст­вии он работал на Сици­лии (воз­мож­но, кон­так­ти­ро­вал с рито­ри­че­ской шко­лой Кора­к­са и Тей­сия). Повто­ря­е­мая мно­ги­ми древни­ми авто­ра­ми исто­рия о выдви­же­нии про­тив Про­та­го­ра обви­не­ния в без­бо­жии, его изгна­нии (или бег­стве) из Афин и смер­ти при кораб­ле­кру­ше­нии недо­сто­вер­на. Невоз­мож­но уста­но­вить чис­ло работ Про­та­го­ра, посколь­ку древ­ние цити­ро­ва­ли отдель­ные поло­же­ния, не отме­чая, были ли они вклю­че­ны в более круп­ное про­из­веде­ние. Само это про­из­веде­ние мог­ло иметь несколь­ко вари­ан­тов назва­ния, ибо в эпо­ху Про­та­го­ра начи­на­ет появ­лять­ся тра­ди­ция давать длин­ные назва­ния про­за­и­че­ским про­из­веде­ни­ям. Сре­ди под­лин­ных сочи­не­ний Про­та­го­ра (ни одно не сохра­ни­лось) сле­ду­ет назвать Исти­на, или Опро­вер­гаю­щие речи (Ale­theia e Ka­ta­bal­lon­tes) — про­из­веде­ние, о кото­ром нам боль­ше все­го извест­но. От него сохра­ни­лась раз­лич­ным обра­зом интер­пре­ти­ру­е­мая пер­вая фра­за: «Чело­век есть мера всех вещей, суще­ст­ву­ю­щих и несу­ще­ст­ву­ю­щих». Суж­де­ния раз­ных людей могут быть оди­на­ко­во спра­вед­ли­вы, хотя одно из них по каким-либо при­чи­нам явля­ет­ся более вер­ным (напри­мер, суж­де­ние здо­ро­во­го более пра­виль­но, чем суж­де­ние боль­но­го). Кон­тро­вер­сии (An­ti­lo­giai), про­из­веде­ние, в кото­ром Про­та­гор дока­зы­вал, что «о каж­дой вещи суще­ст­ву­ет два про­ти­во­ре­ча­щих друг дру­гу суж­де­ния», и ника­кие опро­вер­же­ния вооб­ще невоз­мож­ны. Вер­ное пред­став­ле­ние о Кон­тро­вер­си­ях дает сохра­нив­ше­е­ся сочи­не­ние Двой­ные речи (Dis­soi lo­goi) неиз­вест­но­го софи­ста кон­ца V в. до н. э., вос­хо­дя­щее к про­из­веде­ни­ям Про­та­го­ра (напри­мер, болезнь есть зло для боль­но­го, но бла­го для вра­ча). О богах (Pe­ri theon) — пер­вое гре­че­ское сочи­не­ние с подоб­ным назва­ни­ем. Зна­ме­ни­тое пер­вое пред­ло­же­ние, кото­рое ста­вит под сомне­ние воз­мож­ность объ­ек­тив­но­го позна­ния боже­ства: «О богах невоз­мож­но ска­зать ни что они суще­ст­ву­ют, ни что их не суще­ст­ву­ет; ибо на пути к полу­че­нию тако­го зна­ния слиш­ком мно­го пре­пят­ст­вий, глав­ные из кото­рых — невоз­мож­ность позна­ния это­го пред­ме­та посред­ст­вом разу­ма и крат­кость чело­ве­че­ской жиз­ни» — выдви­га­лось в каче­стве при­чи­ны выше­упо­мя­ну­то­го обви­не­ния в без­бо­жии и сожже­ния про­из­веде­ния. Веро­ят­но, в после­дую­щей части работы Про­та­гор трак­то­вал богов как объ­ект чело­ве­че­ских веро­ва­ний и утвер­ждал, что рели­гия свя­за­на преж­де все­го с самим суще­ст­во­ва­ни­ем людей. Сочи­не­ние О бытии (Pe­ri tu on­tos) заклю­ча­ло в себе поле­ми­ку с уче­ни­ем эле­а­тов (см. Пар­ме­нид). Это про­из­веде­ние, по-види­мо­му, читал нео­пла­то­ник Пор­фи­рий. Пла­тон в сво­ем диа­ло­ге Про­та­гор вкла­ды­ва­ет в уста глав­но­го героя извест­ный миф о про­ис­хож­де­нии чело­ве­ка и чело­ве­че­ской куль­ту­ры. Спор­ным вопро­сом явля­ет­ся, были ли это под­лин­ные взгляды Про­та­го­ра. Про­та­гор про­воз­гла­шал реля­ти­визм и сен­су­а­лизм, а его уче­ник Ксе­ни­ад из Корин­фа, опи­ра­ясь на край­ние выво­ды Про­та­го­ра, сде­лал заклю­че­ние о невоз­мож­но­сти позна­ния. Про­та­гор зало­жил осно­вы науч­ной грам­ма­ти­ки через раз­ли­че­ние видов пред­ло­же­ний, родов суще­ст­ви­тель­но­го и при­ла­га­тель­но­го, вре­мен и накло­не­ний гла­го­лов. Он зани­мал­ся так­же про­бле­ма­ми пра­виль­ной речи. Про­та­гор поль­зо­вал­ся боль­шим авто­ри­те­том у потом­ков. Он ока­зал вли­я­ние на Демо­кри­та, Пла­то­на, Анти­сфе­на, Еври­пида (дру­гом кото­ро­го был), Геро­до­та и, веро­ят­но, на скеп­ти­ков. Про­та­гор явля­ет­ся глав­ным геро­ем диа­ло­га Пла­то­на и одно­го из про­из­веде­ний Герак­лида Пон­тий­ско­го.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА