Античные писатели

СИДОНИЙ, Гай Сол­лий Модест Апол­ли­на­рий; Si­do­nius, Gai­us Sol­lius Mo­des­tus Apol­li­na­ris, ок. 430 — ок. 486 гг. н. э., латин­ский писа­тель, поэт. Родил­ся в Лугдуне (совр. Лион) в знат­ной семье и полу­чил пре­крас­ное рито­ри­че­ское обра­зо­ва­ние. Женил­ся на Папи­а­нил­ле, доче­ри Ави­та, кото­ро­го в 455 г. про­воз­гла­си­ли импе­ра­то­ром. В его честь 1 янва­ря 456 г. Сидо­ний про­чел поэ­ти­че­ский пане­ги­рик соб­ст­вен­но­го сочи­не­ния, а после низ­ло­же­ния Ави­та в 458 г. напи­сал пане­ги­рик в честь импе­ра­то­ра Май­о­ри­а­на, позд­нее же, в 468 г., — дру­гой, в честь импе­ра­то­ра Анте­мия, кото­рый сде­лал его пре­фек­том Рима. Про­тив сво­ей воли Сидо­ний в 470 г. сде­лал­ся епи­ско­пом в Арверне (совр. Клер­мон-Ферран). Твор­че­ство Сидо­ния отчет­ли­во разде­ля­ет­ся на два пери­о­да: до избра­ния епи­ско­пом он писал сти­хи, после — в основ­ном посла­ния (хотя неко­то­рые его сти­хотво­ре­ния созда­ны в этот вто­рой пери­од). Собра­ние поэ­зии Сидо­ния состо­ит из 24 про­из­веде­ний раз­лич­ной дли­ны (от несколь­ких десят­ков до несколь­ких сотен сти­хов), напи­сан­ных раз­лич­ны­ми раз­ме­ра­ми (гекза­метр, эле­ги­че­ский дистих, один­на­дца­ти­слож­ник). Все собра­ние рас­па­да­ет­ся на две части, пер­вая из кото­рых вклю­ча­ет выше­упо­мя­ну­тые пане­ги­ри­ки, пред­ва­ря­е­мые ввод­ным про­из­веде­ни­ем; ее замы­ка­ет корот­кое сопро­во­ди­тель­ное сочи­не­ние (№ 8). Во вто­рой части мы нахо­дим мел­кие про­из­веде­ния на слу­чай; во всту­пи­тель­ном сти­хе (№ 9, 346 г., один­на­дца­ти­слож­ник) Сидо­ний гово­рит о тема­ти­ке осталь­ных сти­хов. В этой части сбор­ни­ка осо­бо­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ют 2 эпи­та­ла­мы, то есть сва­деб­ных пес­ни (№ 11 и 15), опи­са­ние зам­ка (№ 22), вос­хва­ле­ние госте­при­им­ства Кон­сен­ция (№ 23), при­гла­ше­ния (№ 17 и 20). Свои посла­ния Сидо­ний так­же укра­шал поэ­ти­че­ски­ми про­из­веде­ни­я­ми. Сохра­ни­лось 147 посла­ний 470—480 гг. (9 кн.). Сидо­ний писал их по образ­цу Пли­ния Млад­ше­го, посвя­щая каж­дый лист одной про­бле­ме. Боль­шин­ство носят лите­ра­тур­ный харак­тер. Часто содер­жа­ние посла­ния не име­ет отно­ше­ния к его адре­са­ту. Сидо­ний мно­го работал над сти­ли­сти­че­ской отдел­кой сво­их посла­ний. Они пред­став­ля­ют­ся важ­ным доку­мен­том для изу­че­ния жиз­ни того вре­ме­ни. Хотя Сидо­ний был хри­сти­а­ни­ном и епи­ско­пом, его твор­че­ство свиде­тель­ст­ву­ет о том, как глу­бо­ко он погру­жен в рим­скую и язы­че­скую куль­тур­ную тра­ди­цию. Поэ­ти­че­ски­ми образ­ца­ми для Сидо­ния были Ста­ций и Клав­ди­ан, а в посла­ни­ях — Пли­ний Млад­ший и Сим­мах (Стар­ший). Он хоро­шо знал не толь­ко клас­си­ков, но и совре­мен­ных ему авто­ров. Воз­мож­но, поэто­му он лег­ко импро­ви­зи­ро­вал; несмот­ря на неко­то­рый схе­ма­тизм, Сидо­ний пытал­ся писать ина­че, чем его пред­ше­ст­вен­ни­ки. Как поэт он полу­чил при­зна­ние, хотя его про­из­веде­ния не име­ют боль­шой лите­ра­тур­ной цен­но­сти, а важ­ны для нас преж­де все­го как источ­ни­ки по исто­рии куль­ту­ры.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • КУРИАЦИЙ МАТЕРН • ДЕМОХАР •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА