СИМОНИД КЕОССКИЙ; Simonides, ок. 556 — ок. 468 гг. до н. э., греческий лирический поэт. Родился в Иулии на острове Кеос у побережья Аттики. Творил в различных жанрах хоровой лирики, а также писал элегии и эпиграммы. Согласно традиции, был первым поэтом, который писал песни на заказ и брал за это плату. Большую часть жизни провел при дворах владык и тиранов, где пользовался большим уважением. Жил в Афинах при дворе сыновей тирана Писистрата, Гиппия и Гиппарха. После падения Писистратидов уехал в Фессалию, где его принимали Алеады и Скопады. По легенде, один из Скопадов отметил, что в песне, прославляющей его победу в кулачном бою, поэт уделил слишком много места восхвалению Диоскуров и приказал ему обратиться за платой к ним. Но именно поэтому Диоскуры чудесным образом спасли Симонида, вызвав его из пиршественной залы, потолок которой мгновением позже обрушился на пирующих Скопадов. Эта катастрофа произошла в действительности, и Симонид воспел ее в одном из своих тренов. Во время персидских войн Симонид вернулся в Афины. Он писал песни и эпиграммы в честь героев, павших за отчизну, среди прочих песни, посвященные битвам под Артемисием и Саламином. В это время он был дружен с Фемистоклом. В 476 г. до н. э. Симонид уехал на Сицилию ко двору тиранов Гиерона и Ферона, где и провел остаток жизни. По преданию, ему удалось примирить враждующих тиранов и остановить грозящую войну. С пребыванием Симонида на Сицилии связаны многочисленные анекдоты, самый известный о двух ларцах: одном для денег, а другом для благодарности. Ларец, в котором Симонид хранил деньги, всегда был полон, а тот, где хранились благодарности, — вечно пуст, поэтому Симонид предпочитал лучше хлопотать о деньгах, чем об изъявлениях признательности. Симонид работал в традиционных жанрах хоровой лирики, писал гимны к богам и дифирамбы, от которых сохранились только фрагменты, хотя — как хвалится в эпиграмме сам поэт — его дифирамбы 56 раз получили награду. Но славу Симониду принесли хоровые песни, прославлявшие людей: энкомии (хвалебные песни), эпиникии (песни в честь победы), трены. Они известны нам только в отрывках. Симонид слыл создателем этих жанров, но возможно, более обоснован взгляд, что он поднял на новый поэтический уровень ранее существовавшие, но мало разработанные жанры. В любом случае он является первым поэтом, о котором мы читаем, что он прославлял в хоровых песнях победы, одержанные на играх. Сохранившиеся фрагменты эпиникиев позволяют предположить, что победные песни Симонида не имели строго официального характера и в них поэт позволял себе даже шутки в адрес победителей. В тренах Симонид размышлял над бренностью жизни человека, даже обладающего великой властью и богатством, и его беззащитностью перед богами и судьбой. Он мастерски умел взволновать слушателей, как об этом свидетельствует прекраснейший фрагмент его стихотворения, вероятно, одного из тренов, названный позднее Жалобой Данаи. В нем Симонид представил героиню, брошенную вместе с маленьким сыном в море и носимую бурей. Он показал контраст между разбушевавшейся стихией и матерью, склонившейся в сундуке над ребенком и поющей ему колыбельную. Достойным внимания способом Симонид объединил трен с энкомием: в прекрасной эпитафии в честь павших под Фермопилами жалоба постепенно переходит в хвалебную песнь. Часто сидевший за столами сильных мира сего, Симонид писал также сколии. К ним принадлежит сохранившийся практически полностью Сколион к Скопасу. Исходным пунктом рассуждения является известное утверждение Питтака, одного из семи мудрецов, что трудно быть подлинно совершенным человеком. Симонид опровергает традиционный взгляд, что совершенство человека определяется суммой таких достоинств, как власть, богатство, красота, физическое и интеллектуальное совершенство, поскольку все это можно легко утратить, и, более того, никому еще не удалось обладать всеми этими достоинствами одновременно. Он выдвигает другую концепцию хорошего человека. Такого названия заслуживает тот, кто сознательно старается не делать зла, хотя бы его старания и не увенчались успехом. Создавая эпиграммы в честь павших на войне, Симонид создал и новый литературный жанр надписей чисто информативного характера. Среди эпиграмм, сохранившихся под его именем, много неаутентичных, к ним, вероятно, принадлежит и самая знаменитая, прославляющая героев Фермопил, начинавшаяся словами: «Прохожий, поведай Спарте…». Симонид как новатор, творец новых жанров лирической поэзии, разорвавший связь поэзии с культом, чтобы отдать ее людям, первый профессиональный поэт, смело отбросивший старые представления и проводивший в жизнь новые, певец борьбы за независимость, был признан предтечей афинского просвещения. Великая слава и уважение, какими он пользовался при жизни, просуществовали еще долго. В V в. до н. э. стали собирать анекдоты о нем, а его песни пели как сколии на пирах. Собирали и цитировали высказывания Симонида, например, «поэзия — это живопись в слове, а живопись — немая поэзия». Ксенофонт вывел Симонида в своем диалоге Гиерон, посвященном заботам, сопровождающим жизнь тирана. Ему подражали Феокрит и другие эллинистические поэты. Хотя песни Симонида быстро исчезли почти без остатка, его высказывания и анекдоты о нем цитировались на протяжении веков.