Античные писатели

СИМОНИД КЕОССКИЙ; Si­mo­ni­des, ок. 556 — ок. 468 гг. до н. э., гре­че­ский лири­че­ский поэт. Родил­ся в Иулии на ост­ро­ве Кеос у побе­ре­жья Атти­ки. Тво­рил в раз­лич­ных жан­рах хоро­вой лири­ки, а так­же писал эле­гии и эпи­грам­мы. Соглас­но тра­ди­ции, был пер­вым поэтом, кото­рый писал пес­ни на заказ и брал за это пла­ту. Боль­шую часть жиз­ни про­вел при дво­рах вла­дык и тира­нов, где поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем. Жил в Афи­нах при дво­ре сыно­вей тира­на Писи­стра­та, Гип­пия и Гип­пар­ха. После паде­ния Писи­стра­ти­дов уехал в Фес­са­лию, где его при­ни­ма­ли Але­ады и Ско­па­ды. По леген­де, один из Ско­па­дов отме­тил, что в песне, про­слав­ля­ю­щей его победу в кулач­ном бою, поэт уде­лил слиш­ком мно­го места вос­хва­ле­нию Дио­с­ку­ров и при­ка­зал ему обра­тить­ся за пла­той к ним. Но имен­но поэто­му Дио­с­ку­ры чудес­ным обра­зом спас­ли Симо­нида, вызвав его из пир­ше­ст­вен­ной залы, пото­лок кото­рой мгно­ве­ни­ем поз­же обру­шил­ся на пиру­ю­щих Ско­па­дов. Эта ката­стро­фа про­изо­шла в дей­ст­ви­тель­но­сти, и Симо­нид вос­пел ее в одном из сво­их тре­нов. Во вре­мя пер­сид­ских войн Симо­нид вер­нул­ся в Афи­ны. Он писал пес­ни и эпи­грам­мы в честь геро­ев, пав­ших за отчиз­ну, сре­ди про­чих пес­ни, посвя­щен­ные бит­вам под Арте­ми­си­ем и Сала­ми­ном. В это вре­мя он был дру­жен с Феми­сто­к­лом. В 476 г. до н. э. Симо­нид уехал на Сици­лию ко дво­ру тира­нов Гиеро­на и Феро­на, где и про­вел оста­ток жиз­ни. По пре­да­нию, ему уда­лось при­ми­рить враж­дую­щих тира­нов и оста­но­вить гро­зя­щую вой­ну. С пре­бы­ва­ни­ем Симо­нида на Сици­лии свя­за­ны мно­го­чис­лен­ные анек­доты, самый извест­ный о двух лар­цах: одном для денег, а дру­гом для бла­го­дар­но­сти. Ларец, в кото­ром Симо­нид хра­нил день­ги, все­гда был полон, а тот, где хра­ни­лись бла­го­дар­но­сти, — веч­но пуст, поэто­му Симо­нид пред­по­чи­тал луч­ше хло­потать о день­гах, чем об изъ­яв­ле­ни­ях при­зна­тель­но­сти. Симо­нид работал в тра­ди­ци­он­ных жан­рах хоро­вой лири­ки, писал гим­ны к богам и дифи­рам­бы, от кото­рых сохра­ни­лись толь­ко фраг­мен­ты, хотя — как хва­лит­ся в эпи­грам­ме сам поэт — его дифи­рам­бы 56 раз полу­чи­ли награ­ду. Но сла­ву Симо­ниду при­нес­ли хоро­вые пес­ни, про­слав­ляв­шие людей: энко­мии (хва­леб­ные пес­ни), эпи­ни­кии (пес­ни в честь победы), тре­ны. Они извест­ны нам толь­ко в отрыв­ках. Симо­нид слыл созда­те­лем этих жан­ров, но воз­мож­но, более обос­но­ван взгляд, что он под­нял на новый поэ­ти­че­ский уро­вень ранее суще­ст­во­вав­шие, но мало раз­ра­ботан­ные жан­ры. В любом слу­чае он явля­ет­ся пер­вым поэтом, о кото­ром мы чита­ем, что он про­слав­лял в хоро­вых пес­нях победы, одер­жан­ные на играх. Сохра­нив­ши­е­ся фраг­мен­ты эпи­ни­ки­ев поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что побед­ные пес­ни Симо­нида не име­ли стро­го офи­ци­аль­но­го харак­те­ра и в них поэт поз­во­лял себе даже шут­ки в адрес победи­те­лей. В тре­нах Симо­нид раз­мыш­лял над брен­но­стью жиз­ни чело­ве­ка, даже обла­даю­ще­го вели­кой вла­стью и богат­ст­вом, и его без­за­щит­но­стью перед бога­ми и судь­бой. Он мастер­ски умел взвол­но­вать слу­ша­те­лей, как об этом свиде­тель­ст­ву­ет пре­крас­ней­ший фраг­мент его сти­хотво­ре­ния, веро­ят­но, одно­го из тре­нов, назван­ный позд­нее Жало­бой Данаи. В нем Симо­нид пред­ста­вил геро­и­ню, бро­шен­ную вме­сте с малень­ким сыном в море и носи­мую бурей. Он пока­зал кон­траст меж­ду раз­бу­ше­вав­шей­ся сти­хи­ей и мате­рью, скло­нив­шей­ся в сун­ду­ке над ребен­ком и пою­щей ему колы­бель­ную. Достой­ным вни­ма­ния спо­со­бом Симо­нид объ­еди­нил трен с энко­ми­ем: в пре­крас­ной эпи­та­фии в честь пав­ших под Фер­мо­пи­ла­ми жало­ба посте­пен­но пере­хо­дит в хва­леб­ную песнь. Часто сидев­ший за сто­ла­ми силь­ных мира сего, Симо­нид писал так­же ско­лии. К ним при­над­ле­жит сохра­нив­ший­ся прак­ти­че­ски пол­но­стью Ско­ли­он к Ско­па­су. Исход­ным пунк­том рас­суж­де­ния явля­ет­ся извест­ное утвер­жде­ние Пит­та­ка, одно­го из семи муд­ре­цов, что труд­но быть под­лин­но совер­шен­ным чело­ве­ком. Симо­нид опро­вер­га­ет тра­ди­ци­он­ный взгляд, что совер­шен­ство чело­ве­ка опре­де­ля­ет­ся сум­мой таких досто­инств, как власть, богат­ство, кра­сота, физи­че­ское и интел­лек­ту­аль­ное совер­шен­ство, посколь­ку все это мож­но лег­ко утра­тить, и, более того, нико­му еще не уда­лось обла­дать все­ми эти­ми досто­ин­ства­ми одно­вре­мен­но. Он выдви­га­ет дру­гую кон­цеп­цию хоро­ше­го чело­ве­ка. Тако­го назва­ния заслу­жи­ва­ет тот, кто созна­тель­но ста­ра­ет­ся не делать зла, хотя бы его ста­ра­ния и не увен­ча­лись успе­хом. Созда­вая эпи­грам­мы в честь пав­ших на войне, Симо­нид создал и новый лите­ра­тур­ный жанр над­пи­сей чисто инфор­ма­тив­но­го харак­те­ра. Сре­ди эпи­грамм, сохра­нив­ших­ся под его име­нем, мно­го неа­у­тен­тич­ных, к ним, веро­ят­но, при­над­ле­жит и самая зна­ме­ни­тая, про­слав­ля­ю­щая геро­ев Фер­мо­пил, начи­нав­ша­я­ся сло­ва­ми: «Про­хо­жий, поведай Спар­те…». Симо­нид как нова­тор, тво­рец новых жан­ров лири­че­ской поэ­зии, разо­рвав­ший связь поэ­зии с куль­том, чтобы отдать ее людям, пер­вый про­фес­сио­наль­ный поэт, сме­ло отбро­сив­ший ста­рые пред­став­ле­ния и про­во­див­ший в жизнь новые, певец борь­бы за неза­ви­си­мость, был при­знан пред­те­чей афин­ско­го про­све­ще­ния. Вели­кая сла­ва и ува­же­ние, каки­ми он поль­зо­вал­ся при жиз­ни, про­су­ще­ст­во­ва­ли еще дол­го. В V в. до н. э. ста­ли соби­рать анек­доты о нем, а его пес­ни пели как ско­лии на пирах. Соби­ра­ли и цити­ро­ва­ли выска­зы­ва­ния Симо­нида, напри­мер, «поэ­зия — это живо­пись в сло­ве, а живо­пись — немая поэ­зия». Ксе­но­фонт вывел Симо­нида в сво­ем диа­ло­ге Гиерон, посвя­щен­ном заботам, сопро­вож­даю­щим жизнь тира­на. Ему под­ра­жа­ли Фео­крит и дру­гие элли­ни­сти­че­ские поэты. Хотя пес­ни Симо­нида быст­ро исчез­ли почти без остат­ка, его выска­зы­ва­ния и анек­доты о нем цити­ро­ва­лись на про­тя­же­нии веков.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА