Античные писатели

СТАЦИЙ, Пуб­лий Папи­ний; Sta­tius, Pub­lius Pa­pi­nius, ок. 45—96 гг. н. э., рим­ский поэт. Свой талант раз­ви­вал под забот­ли­вым наблюде­ни­ем отца, кото­рый дер­жал сна­ча­ла в Неа­по­ле, а затем и в Риме грам­ма­ти­че­скую шко­лу и успеш­но зани­мал­ся поэ­зи­ей. Моло­дой Ста­ций читал свои про­из­веде­ния на лите­ра­тур­ных кон­кур­сах-аго­нах, учреж­ден­ных импе­ра­то­ром Доми­ци­а­ном. Полу­чил пер­вое место за пане­ги­рик, про­слав­ля­ю­щий победы импе­ра­то­ра в Гер­ма­нии и Дакии, в 94 г. не нашла при­зна­ния его эпи­че­ская поэ­ма о войне Доми­ци­а­на с гер­ман­ца­ми О Гер­ман­ской войне (De bel­lo Ger­ma­ni­co). По-види­мо­му, разо­ча­ро­ван­ный этой неуда­чей, он воз­вра­тил­ся в род­ной Неа­поль, где и умер. Из обшир­но­го лите­ра­тур­но­го наследия Ста­ция сохра­ни­лось 3 про­из­веде­ния: Фива­ида (веро­ят­но, 80—92 гг. н. э.) — мифо­ло­ги­че­ский эпос в 12 кни­гах, посвя­щен­ный Доми­ци­а­ну. Тра­ди­ци­он­ный сюжет о бра­то­убий­стве и борь­бе сыно­вей Эди­па за власть над Фива­ми исполь­зо­вал­ся гре­че­ски­ми поэта­ми с дав­них вре­мен как в эпи­че­ской поэ­зии, так и в тра­гедии, а при­мер­но в 400 г. до н. э. Анти­мах Коло­фон­ский напи­сал поэ­му с тем же назва­ни­ем. В поэ­ме Ста­ция мож­но най­ти реми­нис­цен­ции из Гоме­ра, Еври­пида и др., а из рим­ских писа­те­лей — из Овидия, Сене­ки, Лука­на, Вале­рия Флак­ка. Ком­по­зи­ция про­из­веде­ния выстро­е­на по образ­цу Эне­иды Вер­ги­лия, отсюда же про­ис­хо­дит деле­ние поэ­мы на 2 части. Пер­вая опи­сы­ва­ет собы­тия, пред­ше­ст­ву­ю­щие похо­ду (кн. I—VI), вто­рая — сам поход (кн. VII—XII). Неуклон­ное сле­до­ва­ние это­му прин­ци­пу отя­го­ща­ет про­из­веде­ние: немно­гие собы­тия, свя­зан­ные с при­готов­ле­ни­я­ми к похо­ду, зани­ма­ют толь­ко 3 пер­вых кни­ги и часть чет­вер­той, а осталь­ное поэт вынуж­ден был запол­нить отвле­чен­ным повест­во­ва­ни­ем о Гип­си­пи­ле и Офель­те. Зато вто­рая часть пора­жа­ет оби­ли­ем кро­ва­вых сцен бит­вы, испол­нен­ных напря­же­ния, кото­рые идут одна за дру­гой. На эпи­че­ской тех­ни­ке лежит отпе­ча­ток вли­я­ния Вер­ги­лия; кро­ме тра­ди­ци­он­ных божеств, опре­де­ля­ю­щих судь­бы геро­ев, поэт вво­дит пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ные абстракт­ные поня­тия, такие как Муже­ст­вен­ность (Vir­tus), Бла­го­че­стие (Pie­tas), Страх (Pa­vor). Вли­я­ние Вер­ги­лия мож­но про­следить в опи­са­ни­ях сра­же­ний, игр, мест­но­сти и т. д. Ста­ций часто пишет в манье­ри­сти­че­ском сти­ле сво­ей эпо­хи, избы­ток рито­ри­че­ских средств при­во­дит его к искус­ст­вен­но­сти и пре­уве­ли­че­ни­ям. Фива­ида Ста­ция явля­ет­ся един­ст­вен­ным сохра­нив­шим­ся про­из­веде­ни­ем, кото­рое в эпи­че­ской фор­ме рас­кры­ва­ет тема­ти­ку, при­над­ле­жав­шую до сих пор дра­ме. Дру­гим про­из­веде­ни­ем Ста­ция была Ахил­лея, тоже мифо­ло­ги­че­ская поэ­ма в 2 кни­гах. Ахил­лея, нача­тая в 95 г., была изда­на посмерт­но. Поэт рас­ска­зал толь­ко исто­рию о том, как Ахилл скры­вал­ся сре­ди доче­рей Лико­меда на Ски­ро­се, где его нашел Одис­сей. Но он наме­ре­вал­ся, как сам ука­зы­ва­ет во вступ­ле­нии, опи­сать все дея­ния Ахил­ла. В кон­це жиз­ни Ста­ций создал так­же Силь­вы (так назы­ва­лось собра­ние мно­же­ства раз­лич­ных пред­ме­тов). Это были про­из­веде­ния, напи­сан­ные при раз­ных обсто­я­тель­ствах и затем собран­ные в 4 кни­гах, каж­дую из кото­рых пред­ва­ря­ло про­за­и­че­ское посвя­ще­ние одно­му из покро­ви­те­лей. После смер­ти Ста­ция была изда­на кн. V, содер­жав­шая осталь­ные про­из­веде­ния это­го типа, но уже без посвя­ще­ний. Весь сбор­ник вклю­чал 32 про­из­веде­ния; это впо­след­ст­вии систе­ма­ти­зи­ро­ван­ные сти­хи на слу­чай, раз­лич­ной тема­ти­ки и харак­те­ра. Сре­ди них мож­но най­ти пане­ги­ри­ки в честь Доми­ци­а­на и др., про­из­веде­ния, напи­сан­ные на заказ для про­слав­ле­ния обще­ст­вен­ных постро­ек, про­из­веде­ний искус­ства, име­ют­ся скорб­ные эле­гии и сти­хи по пово­ду част­ных собы­тий и празд­ни­ков: дней рож­де­ния (ge­neth­lia­ca), сва­деб (epi­tha­la­mia), кон­чин (epi­ce­dia). Неко­то­рые из них доволь­но лич­ные, лири­че­ско­го харак­те­ра, напри­мер пре­крас­ный эпи­со­дий на смерть отца Ста­ция. Раз­но­об­раз­но­му содер­жа­нию соот­вет­ст­во­ва­ло раз­но­об­ра­зие фор­мы про­из­веде­ний: повест­во­ва­ние, пись­мо, эле­гия и т. д. — и стиль, кото­рый менял­ся в зави­си­мо­сти от тема­ти­ки. Менее раз­но­об­раз­на мет­ри­ка: пре­об­ла­да­ет гекза­метр, но име­ют­ся так­же один­на­дца­ти­слож­ни­ки, алке­е­вы и сап­фи­че­ские стро­фы. Силь­вы, несмот­ря на оби­лие рито­ри­ки, свиде­тель­ст­ву­ют об импро­ви­за­тор­ском талан­те авто­ра и его хоро­шем вла­де­нии поэ­ти­че­ским ремеслом. Наряду с про­из­веде­ни­я­ми Мар­ци­а­ла, Юве­на­ла и пись­ма­ми Пли­ния Млад­ше­го они пред­став­ля­ют цен­ный источ­ник сведе­ний об эпо­хе, ее тра­ди­ци­ях и при­двор­ных обы­ча­ях при Доми­ци­ане, свиде­тель­ст­ву­ют о зави­си­мо­сти поэта от его покро­ви­те­лей. После­дую­щие поко­ле­ния отно­си­лись к про­из­веде­ни­ям Ста­ция с почте­ни­ем, его эпо­сы охот­но чита­лись в антич­но­сти и в сред­ние века, они в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни повли­я­ли на Дан­те (кото­рый ста­вил Ста­ция наравне с Вер­ги­ли­ем) и поэтов барок­ко.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • КУРИАЦИЙ МАТЕРН • ДЕМОХАР •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА