СТАЦИЙ, Публий Папиний; Statius, Publius Papinius, ок. 45—96 гг. н. э., римский поэт. Свой талант развивал под заботливым наблюдением отца, который держал сначала в Неаполе, а затем и в Риме грамматическую школу и успешно занимался поэзией. Молодой Стаций читал свои произведения на литературных конкурсах-агонах, учрежденных императором Домицианом. Получил первое место за панегирик, прославляющий победы императора в Германии и Дакии, в 94 г. не нашла признания его эпическая поэма о войне Домициана с германцами О Германской войне (De bello Germanico). По-видимому, разочарованный этой неудачей, он возвратился в родной Неаполь, где и умер. Из обширного литературного наследия Стация сохранилось 3 произведения: Фиваида (вероятно, 80—92 гг. н. э.) — мифологический эпос в 12 книгах, посвященный Домициану. Традиционный сюжет о братоубийстве и борьбе сыновей Эдипа за власть над Фивами использовался греческими поэтами с давних времен как в эпической поэзии, так и в трагедии, а примерно в 400 г. до н. э. Антимах Колофонский написал поэму с тем же названием. В поэме Стация можно найти реминисценции из Гомера, Еврипида и др., а из римских писателей — из Овидия, Сенеки, Лукана, Валерия Флакка. Композиция произведения выстроена по образцу Энеиды Вергилия, отсюда же происходит деление поэмы на 2 части. Первая описывает события, предшествующие походу (кн. I—VI), вторая — сам поход (кн. VII—XII). Неуклонное следование этому принципу отягощает произведение: немногие события, связанные с приготовлениями к походу, занимают только 3 первых книги и часть четвертой, а остальное поэт вынужден был заполнить отвлеченным повествованием о Гипсипиле и Офельте. Зато вторая часть поражает обилием кровавых сцен битвы, исполненных напряжения, которые идут одна за другой. На эпической технике лежит отпечаток влияния Вергилия; кроме традиционных божеств, определяющих судьбы героев, поэт вводит персонифицированные абстрактные понятия, такие как Мужественность (Virtus), Благочестие (Pietas), Страх (Pavor). Влияние Вергилия можно проследить в описаниях сражений, игр, местности и т. д. Стаций часто пишет в маньеристическом стиле своей эпохи, избыток риторических средств приводит его к искусственности и преувеличениям. Фиваида Стация является единственным сохранившимся произведением, которое в эпической форме раскрывает тематику, принадлежавшую до сих пор драме. Другим произведением Стация была Ахиллея, тоже мифологическая поэма в 2 книгах. Ахиллея, начатая в 95 г., была издана посмертно. Поэт рассказал только историю о том, как Ахилл скрывался среди дочерей Ликомеда на Скиросе, где его нашел Одиссей. Но он намеревался, как сам указывает во вступлении, описать все деяния Ахилла. В конце жизни Стаций создал также Сильвы (так называлось собрание множества различных предметов). Это были произведения, написанные при разных обстоятельствах и затем собранные в 4 книгах, каждую из которых предваряло прозаическое посвящение одному из покровителей. После смерти Стация была издана кн. V, содержавшая остальные произведения этого типа, но уже без посвящений. Весь сборник включал 32 произведения; это впоследствии систематизированные стихи на случай, различной тематики и характера. Среди них можно найти панегирики в честь Домициана и др., произведения, написанные на заказ для прославления общественных построек, произведений искусства, имеются скорбные элегии и стихи по поводу частных событий и праздников: дней рождения (genethliaca), свадеб (epithalamia), кончин (epicedia). Некоторые из них довольно личные, лирического характера, например прекрасный эписодий на смерть отца Стация. Разнообразному содержанию соответствовало разнообразие формы произведений: повествование, письмо, элегия и т. д. — и стиль, который менялся в зависимости от тематики. Менее разнообразна метрика: преобладает гекзаметр, но имеются также одиннадцатисложники, алкеевы и сапфические строфы. Сильвы, несмотря на обилие риторики, свидетельствуют об импровизаторском таланте автора и его хорошем владении поэтическим ремеслом. Наряду с произведениями Марциала, Ювенала и письмами Плиния Младшего они представляют ценный источник сведений об эпохе, ее традициях и придворных обычаях при Домициане, свидетельствуют о зависимости поэта от его покровителей. Последующие поколения относились к произведениям Стация с почтением, его эпосы охотно читались в античности и в средние века, они в значительной степени повлияли на Данте (который ставил Стация наравне с Вергилием) и поэтов барокко.