Античные писатели

СТЕСИХОР; Ste­sicho­ros или Sta­sicho­ros, из Матав­ра или Химе­ры на Сици­лии, ок. 640 — ок. 555 гг. до н. э., гре­че­ский лири­че­ский поэт. Соглас­но антич­ной тра­ди­ции, насто­я­щее имя Сте­си­хо­ра было Тей­сий, а «Сте­си­хор» — про­зви­щем, воз­мож­но, свя­зан­ным с его про­фес­си­ей, ибо мог­ло озна­чать «руко­во­дя­щий хором». Пес­ни Сте­си­хо­ра были собра­ны в Алек­сан­дрий­ской биб­лио­те­ке в 26 кни­гах. Из все­го его наследия до нас дошли толь­ко немно­го­чис­лен­ные фраг­мен­ты, зато мы зна­ем мно­же­ство (не все­гда исхо­дя­щих от авто­ра) назва­ний песен, кото­рые поз­во­ля­ют сори­ен­ти­ро­вать­ся в их тема­ти­ке и харак­те­ре. Как пред­став­ля­ет­ся, это были доволь­но боль­шие лири­че­ские поэ­мы, несколь­ко напо­ми­наю­щие бал­ла­ды, где зна­чи­тель­ная роль отво­ди­лась нарра­тив­но­му эле­мен­ту. Сюже­ты Сте­си­хо­ру постав­лял глав­ным обра­зом эпос, и в осо­бен­но­сти — эпи­че­ский цикл, от кото­ро­го про­ис­хо­дят неко­то­рые назва­ния, как напри­мер Взя­тие Трои (Iliu per­sis) или Воз­вра­ще­ние геро­ев (Nos­toi). Две поэ­мы из это­го цик­ла поро­ди­ли леген­ды. Рас­ска­зы­ва­ли, что по напи­са­нии пес­ни Еле­на Сте­си­хор утра­тил зре­ние, нака­зан­ный боги­ней Еле­ной, кото­рая почув­ст­во­ва­ла себя оскорб­лен­ной. Чтобы ее уми­ло­сти­вить, Сте­си­хор напи­сал еще одну поэ­му под назва­ни­ем Пали­по­дия. В ней он дока­зы­вал, что Еле­на все­гда была вер­ней­шей из жен, а Парис увез в Трою лишь ее тень (см. Еври­пид). После это­го поэт вновь обрел зре­ние. Выдви­га­лось пред­по­ло­же­ние, что в дей­ст­ви­тель­но­сти Пали­по­дия долж­на была обес­пе­чить поэту бла­го­склон­ный при­ем в Спар­те, где суще­ст­во­вал культ боги­ни Еле­ны. На тес­ные отно­ше­ния со Спар­той ука­зы­ва­ет так­же длин­ная (2 кни­ги) Оре­стея, пред­став­ля­ю­ща­я­ся важ­ным эта­пом в раз­ви­тии леген­ды о мате­ре­убий­це Оре­сте — чем-то сред­ним меж­ду эпи­че­ской и дра­ма­ти­че­ской вер­си­я­ми (Эсхил, Софокл, Еври­пид); про­бле­му мате­ре­убий­ства Сте­си­хор раз­ре­шал еще очень про­сто: Эри­нии пре­сле­ду­ют Оре­ста, но он избав­ля­ет­ся от них при помо­щи лука, полу­чен­но­го от Апол­ло­на. К кру­гу фиван­ских мифов при­над­ле­жа­ла песнь Эри­фи­ла, рас­ска­зы­вав­шая о судь­бе невер­ной жены Амфи­а­рая, кото­рая поз­во­ли­ла под­ку­пить себя золотым оже­ре­льем и, подоб­но Кли­тем­не­стре, погиб­ла от руки сына. Свой­ст­вен­ное ста­ро­му эпо­су при­стра­стие к опи­са­нию игр нашло отра­же­ние в поэ­ме Погре­баль­ные игры Пелия (Athia epi Pe­lia), а песнь Охот­ник на веп­ря (Syo­the­rai) повест­во­ва­ла об охо­те на кале­дон­ско­го веп­ря. Геракл был люби­мым геро­ем ита­лий­ских и сици­лий­ских гре­ков, и нет ниче­го уди­ви­тель­но­го в том, что Сте­си­хор обра­щал­ся к свя­зан­но­му с ним цик­лу легенд. В Гери­оне (самые зна­чи­тель­ные фраг­мен­ты кото­рой най­де­ны на папи­ру­се, опуб­ли­ко­ван­ном в 1967 г.) Сте­си­хор рас­ска­зы­вал о похо­де Герак­ла за быка­ми Гери­о­на, в пес­ни Цер­бер — о похи­ще­нии из Гаде­са пса Цер­бе­ра и, нако­нец, в поэ­ме Кикн — об убий­стве Герак­лом Кик­на, сына Аре­са. Сохра­нив­ши­е­ся фраг­мен­ты песен Сте­си­хо­ра поз­во­ля­ют с уве­рен­но­стью утвер­ждать, что поэт исполь­зо­вал вер­сии мифа, отлич­ные от извест­ных в эпо­се. Труд­но ска­зать, почерп­нул ли он эти вари­ан­ты мифа в род­ной дорий­ской тра­ди­ции или же сам пере­ра­ба­ты­вал мифы, при­спо­саб­ли­вая их к сво­им целям. Сте­си­хор инте­ре­со­вал­ся и сици­лий­ски­ми народ­ны­ми пре­да­ни­я­ми, осо­бен­но охот­но раз­ви­вая эро­ти­че­ские моти­вы. Осо­бо­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ет Даф­нис, песнь о пре­крас­ном пас­ту­хе, нака­зан­ном ним­фой за любов­ную изме­ну (см. Фео­крит). Тра­ди­ци­он­ный, окра­шен­ный дориз­ма­ми язык Сте­си­хо­ра выяв­ля­ет так­же вли­я­ние эпи­че­ско­го диа­лек­та. Древ­них вос­хи­ща­ли в Сте­си­хо­ре его воз­вы­шен­ность и досто­ин­ство. Его назы­ва­ли «Гоме­ром лири­ки». Он был при­чис­лен к кано­ну лири­ков. Вли­я­ние Сте­си­хо­ра на раз­ви­тие мифов было вели­ко. Здесь он стал соеди­ня­ю­щим зве­ном меж­ду эпо­сом и позд­ней­ши­ми хоро­вой лири­кой и тра­геди­ей. Сце­ны, вну­шен­ные обра­за­ми Сте­си­хо­ра, напри­мер Афи­на, в пол­ном воору­же­нии выхо­дя­щая из голо­вы Зев­са, или кры­ла­тый Гери­он, часто появ­ля­ют­ся в про­из­веде­ни­ях гре­че­ских живо­пис­цев. Гре­че­ская скульп­ту­ра тоже мно­гим обя­за­на Сте­си­хо­ру. Веро­ят­но, он пер­вый наде­лил Герак­ла его зна­ме­ни­ты­ми впо­след­ст­вии атри­бу­та­ми: пали­цей и льви­ной шку­рой.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • КУРИАЦИЙ МАТЕРН • ДЕМОХАР •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА