СТЕСИХОР; Stesichoros или Stasichoros, из Матавра или Химеры на Сицилии, ок. 640 — ок. 555 гг. до н. э., греческий лирический поэт. Согласно античной традиции, настоящее имя Стесихора было Тейсий, а «Стесихор» — прозвищем, возможно, связанным с его профессией, ибо могло означать «руководящий хором». Песни Стесихора были собраны в Александрийской библиотеке в 26 книгах. Из всего его наследия до нас дошли только немногочисленные фрагменты, зато мы знаем множество (не всегда исходящих от автора) названий песен, которые позволяют сориентироваться в их тематике и характере. Как представляется, это были довольно большие лирические поэмы, несколько напоминающие баллады, где значительная роль отводилась нарративному элементу. Сюжеты Стесихору поставлял главным образом эпос, и в особенности — эпический цикл, от которого происходят некоторые названия, как например Взятие Трои (Iliu persis) или Возвращение героев (Nostoi). Две поэмы из этого цикла породили легенды. Рассказывали, что по написании песни Елена Стесихор утратил зрение, наказанный богиней Еленой, которая почувствовала себя оскорбленной. Чтобы ее умилостивить, Стесихор написал еще одну поэму под названием Палиподия. В ней он доказывал, что Елена всегда была вернейшей из жен, а Парис увез в Трою лишь ее тень (см. Еврипид). После этого поэт вновь обрел зрение. Выдвигалось предположение, что в действительности Палиподия должна была обеспечить поэту благосклонный прием в Спарте, где существовал культ богини Елены. На тесные отношения со Спартой указывает также длинная (2 книги) Орестея, представляющаяся важным этапом в развитии легенды о матереубийце Оресте — чем-то средним между эпической и драматической версиями (Эсхил, Софокл, Еврипид); проблему матереубийства Стесихор разрешал еще очень просто: Эринии преследуют Ореста, но он избавляется от них при помощи лука, полученного от Аполлона. К кругу фиванских мифов принадлежала песнь Эрифила, рассказывавшая о судьбе неверной жены Амфиарая, которая позволила подкупить себя золотым ожерельем и, подобно Клитемнестре, погибла от руки сына. Свойственное старому эпосу пристрастие к описанию игр нашло отражение в поэме Погребальные игры Пелия (Athia epi Pelia), а песнь Охотник на вепря (Syotherai) повествовала об охоте на каледонского вепря. Геракл был любимым героем италийских и сицилийских греков, и нет ничего удивительного в том, что Стесихор обращался к связанному с ним циклу легенд. В Герионе (самые значительные фрагменты которой найдены на папирусе, опубликованном в 1967 г.) Стесихор рассказывал о походе Геракла за быками Гериона, в песни Цербер — о похищении из Гадеса пса Цербера и, наконец, в поэме Кикн — об убийстве Гераклом Кикна, сына Ареса. Сохранившиеся фрагменты песен Стесихора позволяют с уверенностью утверждать, что поэт использовал версии мифа, отличные от известных в эпосе. Трудно сказать, почерпнул ли он эти варианты мифа в родной дорийской традиции или же сам перерабатывал мифы, приспосабливая их к своим целям. Стесихор интересовался и сицилийскими народными преданиями, особенно охотно развивая эротические мотивы. Особого внимания заслуживает Дафнис, песнь о прекрасном пастухе, наказанном нимфой за любовную измену (см. Феокрит). Традиционный, окрашенный доризмами язык Стесихора выявляет также влияние эпического диалекта. Древних восхищали в Стесихоре его возвышенность и достоинство. Его называли «Гомером лирики». Он был причислен к канону лириков. Влияние Стесихора на развитие мифов было велико. Здесь он стал соединяющим звеном между эпосом и позднейшими хоровой лирикой и трагедией. Сцены, внушенные образами Стесихора, например Афина, в полном вооружении выходящая из головы Зевса, или крылатый Герион, часто появляются в произведениях греческих живописцев. Греческая скульптура тоже многим обязана Стесихору. Вероятно, он первый наделил Геракла его знаменитыми впоследствии атрибутами: палицей и львиной шкурой.