Античные писатели

ТЕРТУЛЛИАН, Квинт Сеп­ти­мий Фло­рент; Ter­tu­lia­nus, Quin­tus Sep­ti­mius Flo­rens, латин­ский хри­сти­ан­ский писа­тель (ок. 155 — ок. 220 гг. н. э.). Родил­ся в Кар­фа­гене, сын рим­ско­го цен­ту­ри­о­на. Полу­чил глу­бо­кое рито­ри­че­ское и фило­соф­ское обра­зо­ва­ние, а после кре­ще­ния ок. 194 г. посвя­тил себя ожив­лен­ной цер­ков­ной дея­тель­но­сти. По-види­мо­му, он не был свя­щен­ни­ком. С рве­ни­ем нео­фи­та он начал борь­бу с раз­лич­но­го рода ере­ся­ми и взгляда­ми, про­ти­во­ре­ча­щи­ми тем, что гос­под­ст­во­ва­ли в Церк­ви, а его горя­чая нату­ра и тяго­те­ние к край­но­стям в кон­це кон­цов при­ве­ли его к раз­ры­ву с офи­ци­аль­ной цер­ко­вью, кото­рая каза­лась ему непо­сле­до­ва­тель­ной в сво­их нрав­ст­вен­ных тре­бо­ва­ни­ях. Он всту­пил в хри­сти­ан­скую сек­ту мон­та­ни­стов, но не нашел там того, к чему стре­мил­ся; это наве­ло его на мысль об осно­ва­нии соб­ст­вен­ной сек­ты — тер­тул­ли­а­ни­стов. Утра­тив в сво­ем риго­риз­ме вся­кое пред­став­ле­ние о дей­ст­ви­тель­но­сти, Тер­тул­ли­ан все боль­ше изо­ли­ро­вал себя от обще­ства. Хотя до кон­ца не пре­кра­щал писа­тель­ской дея­тель­но­сти. Из его бога­то­го наследия сохра­ни­лось 30 про­из­веде­ний, кото­рые обыч­но груп­пи­ру­ют по пери­о­дам, в кото­рые они были созда­ны. Важ­ней­шие из них: 1. Из про­из­веде­ний, напи­сан­ных до при­ня­тия мон­та­низ­ма (ок. 195 — ок. 206 гг.): К языч­ни­кам (Ad na­tio­nes) и Апо­ло­гет (Apo­lo­ge­ti­cus) — два зна­ме­ни­тых про­из­веде­ния в защи­ту хри­сти­ан­ства, в кото­рых Тер­тул­ли­ан раз­би­ва­ет рели­ги­оз­ные, обще­ст­вен­ные и поли­ти­че­ские аргу­мен­ты, про­тив него направ­лен­ные. О свиде­тель­стве души (De tes­ti­mo­nio ani­mae) взы­ва­ет к врож­ден­ным зна­ни­ям души об основ­ных исти­нах веры. Про­тив иуде­ев (Ad­ver­sus Iudaeos) дока­зы­ва­ет тезис о вопло­ще­нии в Хри­сте пред­ска­за­ний про­ро­ков и опи­сы­ва­ет соот­но­ше­ния запо­ведей Мои­сея и хри­сти­ан­ско­го зако­на. Одна­ко аутен­тич­ность это­го про­из­веде­ния пред­став­ля­ет­ся спор­ной. Про­тив ере­ти­ков (De praescrip­tio­ne hae­re­tu­co­rum), будучи одним из луч­ших сочи­не­ний Тер­тул­ли­а­на, опи­сы­ва­ет роль тра­ди­ции в пере­да­че уче­ния Хри­ста. Про­тив Гер­мо­ге­на (Ad­ver­sus Her­mo­ge­nem) дока­зы­ва­ет сотво­ре­ние мира Богом. К муче­ни­кам (Ad mar­ty­ras) явля­ет­ся при­зы­вом муже­ст­вен­но пере­но­сить стра­да­ния во имя Хри­ста. О зре­ли­щах (De spec­ta­cu­lus) при­зы­ва­ет отка­зать­ся от язы­че­ских зре­лищ, кото­рые подо­гре­ва­ют дур­ные наклон­но­сти. О молит­ве (De ora­tio­ne) — сочи­не­ние для изу­чаю­щих кате­хи­зис. О пока­я­нии (De poe­ni­ten­tia) заклю­ча­ет в себе важ­ные сведе­ния о пока­ян­ных прак­ти­ках в пер­вые века хри­сти­ан­ства. 2. Сочи­не­ния мон­та­нист­ско­го пери­о­да: Про­тив Мар­ки­о­на (Ad­ver­sus Mar­cio­nem) явля­ет­ся боль­шим сочи­не­ни­ем, направ­лен­ным про­тив ере­си, кото­рая нашла талант­ли­во­го и пред­при­им­чи­во­го защит­ни­ка в Мар­ки­оне. Про­тив гно­сти­ков направ­ле­но сочи­не­ние Лекар­ство от яда скор­пи­о­на (Scor­pia­cum). О теле Хри­сто­вом (De car­ne Chris­ti) опро­вер­га­ет уче­ние доке­ти­стов, про­воз­гла­шав­ших воче­ло­ве­че­ние Хри­ста фик­ци­ей. О душе (De ani­ma) так­же при­над­ле­жит к антигно­сти­че­ским сочи­не­ни­ям. В про­из­веде­нии Про­тив Пра­к­се­а­на (Ad­ver­sus Pra­xean) мы нахо­дим самую точ­ную фор­му­ли­ров­ку уче­ния Церк­ви о Тро­и­це. О чисто­те (De ex­hor­ta­tio­ne cas­ti­tas), О еди­но­бра­чии (De mo­no­ga­mia), О деви­чьих покро­вах (De vir­gi­ni­bus ve­lan­dus) пред­став­ля­ют собой сочи­не­ния, в кото­рых мон­та­нист­ская ори­ен­та­ция Тер­тул­ли­а­на высту­па­ет во всей сво­ей силе и при­во­дит к свое­об­раз­ной трак­тов­ке авто­ром этих про­блем. Об идо­ло­по­клон­стве (De ido­lo­lat­ria), О посте (De ieiu­nio) — свиде­тель­ст­ву­ют об избы­точ­ном риго­риз­ме Тер­тул­ли­а­на в отно­ше­нии акту­аль­ных на тот момент про­блем Церк­ви. Воз­мож­но, Тер­тул­ли­ан явля­ет­ся так­же авто­ром Пове­сти о муче­ни­че­стве св. Фели­ци­ты и Пер­пе­туи. Ему при­пи­сы­ва­ют несколь­ко сочи­не­ний сомни­тель­но­го автор­ства. Тер­тул­ли­ан был пер­вым хри­сти­ан­ским писа­те­лем, кото­рый писал по-латы­ни. Его заслу­ги перед тео­ло­ги­ей и хри­сти­ан­ской лите­ра­ту­рой очень вели­ки и состо­ят преж­де все­го в раз­ра­бот­ке хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­ти­ки и дог­ма­ти­ки и сохра­не­нии для нас фраг­мен­тов древ­них авто­ров, осо­бен­но анта­го­ни­стов хри­сти­ан­ской орто­док­саль­ной рели­гии, чьи про­из­веде­ния погиб­ли. Твор­че­ство Тер­тул­ли­а­на было тес­но свя­за­но с его обра­зо­ва­ни­ем и харак­те­ром. Горя­чий нрав Тер­тул­ли­а­на нахо­дил выра­же­ние в поле­ми­че­ских и апо­ло­ге­ти­че­ских про­из­веде­ни­ях, зато недо­ста­ток уме­рен­но­сти и внут­рен­не­го рав­но­ве­сия про­явил­ся в сочи­не­ни­ях на нрав­ст­вен­ные темы. На всех про­из­веде­ни­ях Тер­тул­ли­а­на лежит отпе­ча­ток его рито­ри­че­ских упраж­не­ний и навы­ков. Диа­лек­ти­ка часто пере­рас­та­ет в софи­сти­ку, даже там, где он защи­ща­ет пра­вое дело, его аргу­мен­ты ослаб­ля­ют­ся избыт­ком рито­ри­ки, что утом­ля­ет чита­те­ля. Одна­ко невоз­мож­но отка­зать Тер­тул­ли­а­ну в искрен­нем рве­нии и жела­нии слу­жить делу, кото­ро­му он себя посвя­тил, хотя пре­не­бре­же­ние здра­вым смыс­лом и сби­ло его с пути. Тер­тул­ли­ан был бле­стя­щим зна­то­ком пра­ва и антич­ной лите­ра­ту­ры, он умел хоро­шо вос­поль­зо­вать­ся име­ю­щим­ся у него мате­ри­а­лом. Язык Тер­тул­ли­а­на носит чер­ты позд­ней латы­ни, лек­си­че­ское богат­ство кото­рой Тер­тул­ли­ан сме­ло при­спо­саб­ли­ва­ет для изло­же­ния хри­сти­ан­ско­го уче­ния, созда­вая при слу­чае новые тер­ми­ны, впо­след­ст­вии повсе­мест­но при­ня­тые. Тер­тул­ли­ан ока­зал боль­шое вли­я­ние на совре­мен­ни­ков и потом­ков, и хотя позд­нее он ото­шел от орто­док­саль­но­го уче­ния, по неко­то­рым вопро­сам он по сей день пред­став­ля­ет­ся одним из важ­ней­ших источ­ни­ков изу­че­ния тра­ди­ции пер­вых веков хри­сти­ан­ской Церк­ви.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА