Античные писатели

ТИБУЛЛ, Аль­бий; Ti­bul­lus, Al­bius, ок. 54 — ок. 19 гг. до н. э., рим­ский поэт. Наши сведе­ния о нем весь­ма ску­пы. Он родил­ся в окрест­но­стях горо­да Габия, к восто­ку от Рима, там у него была неболь­шая соб­ст­вен­ность, кото­рую он, цели­ком или частич­но, утра­тил в 41—40 гг. до н. э. Впо­след­ст­вии он свя­зал себя с Мес­са­лой, при­ни­мал уча­стие в его воен­ных похо­дах. При­над­ле­жал к круж­ку поэтов, кото­рые соби­ра­лись вокруг Мес­са­лы. У него было сла­бое здо­ро­вье, он часто болел. Тибулл боял­ся смер­ти, мотив кото­рой посто­ян­но при­сут­ст­ву­ет в его про­из­веде­ни­ях. Тибулл писал эле­гии; они были собра­ны в двух кни­гах так назы­вае­мо­го Тибул­ло­ва кор­пу­са, третья кни­га кото­ро­го содер­жит эле­гии Лигда­ма и Суль­пи­ции и пане­ги­рик Мес­са­ле неиз­вест­но­го поэта. Кн. I, вклю­чаю­щая 10 эле­гий (появи­лась в 26 г. до н. э.), назы­ва­лась Делия, посколь­ку боль­шая часть про­из­веде­ний (1, 2, 3, 5, 6) посвя­ще­ны воз­люб­лен­ной поэта с тем же име­нем (насто­я­щее ее имя было Пла­ния). Эле­гии 4, 8, 9 адре­со­ва­ны юно­ше по име­ни Марат, эле­гия 7 — хва­леб­ный гимн в честь Мес­са­лы, а в эле­гии 10 поэт вос­хва­ля­ет покой. Кн. 11 (воз­мож­но, издан­ная перед самой смер­тью Тибул­ла), Неме­зида, (тоже назван­ная по име­ни девуш­ки) вклю­ча­ет 6 эле­гий: 3, 4, 6 посвя­ще­ны Неме­зиде, 2 — Кор­ну­ту, 5 — Мес­са­ле, а 1 — это опи­са­ние сель­ско­го празд­ни­ка. Хотя Тибулл жил и писал в бур­ное вре­мя, совре­мен­ные ему собы­тия не оста­ви­ли сле­дов в его твор­че­стве. Он един­ст­вен­ный поэт сво­ей эпо­хи, кото­рый ни разу не назвал име­ни Авгу­ста. Зато он с удо­воль­ст­ви­ем вспо­ми­на­ет о былых вре­ме­нах (счаст­ли­вый золо­той век Сатур­на) или рису­ет кар­ти­ны счаст­ли­во­го буду­ще­го (воз­вра­ще­ние к воз­люб­лен­ной, кото­рая пре­дан­но ждет, меч­та о жиз­ни с ней в деревне, о покое Эли­зия). Тема­ти­ка эле­гий Тибул­ла раз­но­об­раз­на, мы нахо­дим здесь сти­хи по слу­чаю име­нин, гимн, pa­rak­lau­sithy­ron (жало­бы и прось­бы перед закры­ты­ми две­ря­ми воз­люб­лен­ной), эро­ти­че­ские сти­хотво­ре­ния, дидак­ти­че­скую эле­гию — раз­но­вид­ность ars aman­di (адре­со­ван­ную юно­ше). Но Тибулл ред­ко после­до­ва­тель­но при­дер­жи­ва­ет­ся избран­ной темы, в одной эле­гии пере­пле­та­ет­ся мно­же­ство моти­вов, свя­зан­ных друг с дру­гом ассо­ци­а­тив­но. Основ­ной же мотив появ­ля­ет­ся в нача­ле и в кон­це про­из­веде­ния, пред­став­ляя собой раз­но­вид­ность рефре­на. В боль­шей сте­пе­ни Тибулл тяго­те­ет к буко­ли­ке и любов­ной тема­ти­ке. Мир­ная и бес­печ­ная жизнь в деревне — завет­ная меч­та поэта. У Тибул­ла мно­го опи­са­ний сель­ских обы­ча­ев, празд­ни­ков и веро­ва­ний. Зато у него отсут­ст­ву­ют боль­шие стра­сти, пре­об­ла­да­ет мелан­хо­ли­че­ский настрой. Стих Тибул­ла плав­ный и мело­дич­ный, язык про­стой и изыс­кан­ный. Нет уче­ных аллю­зий и мифо­ло­ги­че­ских вста­вок. Мно­гим поэт обя­зан сво­е­му пред­ше­ст­вен­ни­ку Гал­лу. Но посколь­ку все твор­че­ство послед­не­го погиб­ло, мы не можем уста­но­вить, как дале­ко про­сти­ра­лось его вли­я­ние. Древ­ние цени­ли поэ­зию Тибул­ла, его хва­ли­ли Овидий, Август, Вел­лей Патер­кул, Квин­ти­ли­ан, Мар­ци­ал, Дио­мед, Хари­сий.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА