ФЕОДОРЕТ; Theodoretos, 386 (или 393) — ок. 466 гг. н. э., греческий теолог. Родился в Антиохии Сирийской. Примерно в 416 г. стал монахом, в 423 г. был призван на должность епископа Кира в Сирии. Усердно занимался духовными и материальными проблемами своей паствы. Когда в 430 г. Кирилл Александрийский выступил против Нестора, Феодорет защищал его, а в 431 г. на Эфесском соборе выступил против его отлучения. Во время доктринальных споров проповедовал примирение, выступая, однако, против ложного понимания личности Христа. Лишенный епископского престола в 449 г., годом позже вернулся на эту должность благодаря вмешательству императора и римского епископа Льва. Был полностью реабилитирован в 451 г. на Халкедонском соборе. Но это не уберегло его произведений от осуждения в 553 г. на II Константинопольском соборе. Как писатель он принадлежал к наиболее плодовитым в V в. н. э. Первые три книги содержат труды о двойной природе Христа, написанные в форме диалога, а четвертая повторяет выводы трех предыдущих в форме 40 силлогизмов. Феодорет является также автором произведения, первоначально приписывавшегося его противнику, Кириллу Александрийскому, О вочеловечении Господа (Peri tes tu Kyriu enanthroposeos). Другие догматические сочинения погибли. Большую часть литературного наследия Феодорета составляют толкования и комментарии. Они делятся на две группы: комментарии к библейским книгам и пояснения к трудным текстам в форме вопросов и ответов. К первой группе принадлежат самый ранний, в духе Оригена, комментарий к Песни Песней, комментарии к Псалмам и к книгам пророков. Из комментариев к Новому Завету сохранился только один — к 14 посланиям Павла. Объяснения трудных текстов затрагивают избранные вопросы Пятикнижия Моисеева, Книги Судей, Руфи и Книг Царств. В качестве апологета Феодорет писал против язычников и евреев. Сохранилось его важнейшее апологетическое произведение Лечение язв язычников, или Познание евангельской истины на основе эллинской философии (Hellenikon therapeutike e pathematon euangelikes aletheias eks hellenikes filosofias epignosis) в 12 книгах. У нас имеются также Десять речей о Провидении (Peri pronoias logoi deka). От других работ остались только фрагменты. Феодорет был также историком. В Истории Божьих избранников (Philotheos Historia) он привел 28 жизнеописаний людей «угодных Богу». Продолжая произведение Евсевия Кесарийского во время Апамейского изгнания 449—