Античные писатели

ФЕОДОРЕТ; Theo­do­re­tos, 386 (или 393) — ок. 466 гг. н. э., гре­че­ский тео­лог. Родил­ся в Антио­хии Сирий­ской. При­мер­но в 416 г. стал мона­хом, в 423 г. был при­зван на долж­ность епи­ско­па Кира в Сирии. Усерд­но зани­мал­ся духов­ны­ми и мате­ри­аль­ны­ми про­бле­ма­ми сво­ей пас­т­вы. Когда в 430 г. Кирилл Алек­сан­дрий­ский высту­пил про­тив Несто­ра, Фео­до­рет защи­щал его, а в 431 г. на Эфес­ском собо­ре высту­пил про­тив его отлу­че­ния. Во вре­мя док­три­наль­ных спо­ров про­по­ве­до­вал при­ми­ре­ние, высту­пая, одна­ко, про­тив лож­но­го пони­ма­ния лич­но­сти Хри­ста. Лишен­ный епи­скоп­ско­го пре­сто­ла в 449 г., годом поз­же вер­нул­ся на эту долж­ность бла­го­да­ря вме­ша­тель­ству импе­ра­то­ра и рим­ско­го епи­ско­па Льва. Был пол­но­стью реа­би­ли­ти­ро­ван в 451 г. на Хал­кедон­ском собо­ре. Но это не убе­рег­ло его про­из­веде­ний от осуж­де­ния в 553 г. на II Кон­стан­ти­но­поль­ском собо­ре. Как писа­тель он при­над­ле­жал к наи­бо­лее пло­до­ви­тым в V в. н. э. Пер­вые три кни­ги содер­жат труды о двой­ной при­ро­де Хри­ста, напи­сан­ные в фор­ме диа­ло­га, а чет­вер­тая повто­ря­ет выво­ды трех преды­ду­щих в фор­ме 40 сил­ло­гиз­мов. Фео­до­рет явля­ет­ся так­же авто­ром про­из­веде­ния, пер­во­на­чаль­но при­пи­сы­вав­ше­го­ся его про­тив­ни­ку, Кирил­лу Алек­сан­дрий­ско­му, О воче­ло­ве­че­нии Гос­по­да (Pe­ri tes tu Ky­riu enanthro­po­seos). Дру­гие дог­ма­ти­че­ские сочи­не­ния погиб­ли. Боль­шую часть лите­ра­тур­но­го наследия Фео­до­ре­та состав­ля­ют тол­ко­ва­ния и ком­мен­та­рии. Они делят­ся на две груп­пы: ком­мен­та­рии к биб­лей­ским кни­гам и пояс­не­ния к труд­ным тек­стам в фор­ме вопро­сов и отве­тов. К пер­вой груп­пе при­над­ле­жат самый ран­ний, в духе Ори­ге­на, ком­мен­та­рий к Пес­ни Пес­ней, ком­мен­та­рии к Псал­мам и к кни­гам про­ро­ков. Из ком­мен­та­ри­ев к Ново­му Заве­ту сохра­нил­ся толь­ко один — к 14 посла­ни­ям Пав­ла. Объ­яс­не­ния труд­ных тек­стов затра­ги­ва­ют избран­ные вопро­сы Пяти­кни­жия Мои­се­е­ва, Кни­ги Судей, Руфи и Книг Царств. В каче­стве апо­ло­ге­та Фео­до­рет писал про­тив языч­ни­ков и евре­ев. Сохра­ни­лось его важ­ней­шее апо­ло­ге­ти­че­ское про­из­веде­ние Лече­ние язв языч­ни­ков, или Позна­ние еван­гель­ской исти­ны на осно­ве эллин­ской фило­со­фии (Hel­le­ni­kon the­ra­peu­ti­ke e pathe­ma­ton euan­ge­li­kes ale­theias eks hel­le­ni­kes fi­lo­so­fias epig­no­sis) в 12 кни­гах. У нас име­ют­ся так­же Десять речей о Про­виде­нии (Pe­ri pro­noias lo­goi de­ka). От дру­гих работ оста­лись толь­ко фраг­мен­ты. Фео­до­рет был так­же исто­ри­ком. В Исто­рии Божьих избран­ни­ков (Phi­lotheos His­to­ria) он при­вел 28 жиз­не­опи­са­ний людей «угод­ных Богу». Про­дол­жая про­из­веде­ние Евсе­вия Кеса­рий­ско­го во вре­мя Апа­мей­ско­го изгна­ния 449—451 гг., напи­сал Исто­рию Церк­ви (Ekkle­sias­ti­ke His­to­ria) в 5 кни­гах. Это про­из­веде­ние охва­ты­ва­ет пери­од 323—428 гг., то есть до года смер­ти Фео­до­ра из Моп­су­е­стии; его цен­ность повы­ша­ют исполь­зо­ван­ные при его напи­са­нии офи­ци­аль­ные и част­ные доку­мен­ты. В Очер­ке ере­ти­че­ских заблуж­де­ний (Hai­re­ti­kes ka­ko­mythias epi­to­me) в 5 кни­гах Фео­до­рет при­вел обзор исто­рии ере­ти­че­ских уче­ний. Эти замет­ки (важ­ные для уточ­не­ния неко­то­рых гре­че­ских фраг­мен­тов про­из­веде­ния Ире­нея, кото­рое Фео­до­рет цити­ру­ет) закан­чи­ва­ют­ся опи­са­ни­ем совре­мен­ных Фео­до­ре­ту заблуж­де­ний и изло­же­ни­ем орто­док­саль­но­го уче­ния. Фео­до­рет оста­вил после себя так­же мно­же­ство писем. До наших дней дошло 232 (в XIV в. их было еще 500). Боль­шая их часть отно­сит­ся к 431—437 и 447—451 гг. В пере­пис­ке Фео­до­ре­та мож­но най­ти почти все раз­но­вид­но­сти этой лите­ра­тур­ной фор­мы. Пись­ма Фео­до­ре­та счи­та­лись образ­цом хри­сти­ан­ской эпи­сто­ло­гра­фии.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА