Античные писатели

ФЕОКРИТ; Theok­ri­tos, из Сира­куз, пер­вая поло­ви­на III в. до н. э., гре­че­ский поэт. Родил­ся на Сици­лии в Сира­ку­зах или побли­зо­сти от них, веро­ят­но, в послед­ние годы IV в. до н. э. Его роди­те­ли, Пра­к­са­гор и Фили­на, про­ис­хо­ди­ли с Коса. Хро­но­ло­гия жиз­ни и твор­че­ства Фео­кри­та неяс­на. В юно­сти он оста­вил род­ной город, уехал на Кос и там при­мкнул к круж­ку поэтов, собрав­ших­ся вокруг Филота. Воз­мож­но, на Косе было напи­са­но его пер­вое про­из­веде­ние, идил­лия XVI, Хари­ты, или Гиерон (Cha­ri­tes e Hie­ron), в кото­ром Фео­крит про­сит пра­ви­те­ля Сира­куз Гиеро­на II о при­ня­тии его ко дво­ру и мате­ри­аль­ной помо­щи. Наи­бо­лее веро­ят­ная дата созда­ния это­го про­из­веде­ния — 275—274 гг. до н. э. Гиерон не удо­сто­ил поэта отве­том, вслед­ст­вие чего Фео­крит обра­тил­ся к царю Егип­та Пто­ле­мею II. Тот при­гла­сил Фео­кри­та в Алек­сан­дрию, где, по-види­мо­му, ок. 270 г., была созда­на идил­лия XVII Похва­ла Пто­ле­мею (En­ko­mion eis Pto­le­maion), хва­леб­ный гимн в честь вла­ды­ки, вопре­ки тра­ди­ции, гекза­мет­ром. Фео­крит про­жил в Алек­сан­дрии несколь­ко лет (неко­то­рые про­из­веде­ния отчет­ли­во ука­зы­ва­ют на пре­бы­ва­ние в этом горо­де), после чего, воз­мож­но, воз­вра­тил­ся на Кос. Несо­мнен­но, он путе­ше­ст­во­вал и по дру­гим горо­дам и ост­ро­вам Эгей­ско­го моря, веро­ят­но, побы­вал в Миле­те у сво­его дру­га, вра­ча Никия. В Алек­сан­дрии он встре­тил­ся с мест­ны­ми поэта­ми, преж­де все­го с Кал­ли­ма­хом. Он при­нял лите­ра­тур­ную про­грам­му послед­не­го, но соблюдал уме­рен­ность в отно­ше­нии харак­тер­ной для этой про­грам­мы уче­но­сти. Фео­крит, в отли­чие почти от всех алек­сан­дрий­ских поэтов это­го пери­о­да, не зани­мал­ся фило­ло­ги­че­ски­ми иссле­до­ва­ни­я­ми. Он был очень талант­ли­вым поэтом. Под име­нем Фео­кри­та сохра­нил­ся сбор­ник из 30 круп­ных про­из­веде­ний, назы­вае­мых идил­ли­я­ми (гр. eidy­lion — «кар­тин­ка»). Толь­ко одна треть про­из­веде­ний в дей­ст­ви­тель­но­сти явля­ет­ся буко­ли­ка­ми, то есть сель­ски­ми эле­ги­я­ми. Зна­чи­тель­ная часть сбор­ни­ка (при­бли­зи­тель­но ¼) — это про­из­веде­ния позд­ней­ших под­ра­жа­те­лей. Кро­ме того, нам извест­но 25 эпи­грамм Фео­кри­та. Вне сомне­ния, это не все твор­че­ство Фео­кри­та. Кни­га Суда назы­ва­ет еще про­из­веде­ния ино­го типа, кото­рых нет в сохра­нив­шем­ся сбор­ни­ке. Упо­мя­ну­тые выше идил­лии XVI и XVII — это пане­ги­ри­ки в честь пра­ви­те­лей. Про­из­веде­ния XXII Гимн Дио­с­ку­рам (Dios­ku­roi) и XXVI Вак­хан­ки (Le­nai e Bak­chai) — гим­ны богам, зна­чи­тель­но отли­чаю­щи­е­ся по фор­ме от тра­ди­ци­он­ных гим­нов. Про­из­веде­ни­я­ми на слу­чай явля­ют­ся XVIII Эпи­та­ла­ма Еле­ны (He­le­nes epi­tha­la­mios), напи­сан­ная по пово­ду какой-то дей­ст­ви­тель­ной свадь­бы, и XXVIII Вере­те­но (Ala­ka­ta) — сти­хотво­ре­ние в память Теуге­нии, жены дру­га Фео­кри­та, вра­ча Никия. Три про­из­веде­ния, XIII, XXIV, XXV, в том чис­ле одно неа­у­тен­тич­ное (XXV) — Гилас, Малый Геракл и Геракл, уби­ваю­щий льва — явля­ют­ся насто­я­щи­ми алек­сан­дрий­ски­ми эпи­ли­о­на­ми. Все три свя­за­ны с обра­зом дорий­ско­го героя Герак­ла. Про­из­веде­ния XII, а так­же XXIX, XXX — любов­ные пес­ни к юно­шам. Фео­крит изве­стен преж­де все­го как созда­тель ново­го лите­ра­тур­но­го жан­ра — буко­ли­ки, пас­ту­ше­ской пес­ни. В этой обла­сти он не имел лите­ра­тур­ных пред­ше­ст­вен­ни­ков. Образ­цом Фео­кри­ту послу­жи­ли под­лин­ные народ­ные пес­ни, кото­рые пели сици­лий­ские пас­ту­хи. Лите­ра­тур­ная тра­ди­ция мог­ла пре­до­ста­вить толь­ко двух мифи­че­ских геро­ев сель­ской эле­гии, пас­ту­ха Даф­ни­са и Поли­фе­ма, влюб­лен­но­го в мор­скую ним­фу Гала­тею цик­ло­па. Обя­за­тель­ны­ми для буко­ли­ки эле­мен­та­ми явля­ют­ся любовь и пес­ни, а фор­маль­но — пас­ту­ше­ский сюжет. Моти­вом, заим­ст­во­ван­ным из фольк­ло­ра: состя­за­ние пев­цов, сопер­ни­че­ство в пении двух пас­ту­хов с награ­дой за победу. Одна­ко не в каж­дой буко­ли­ке Фео­кри­та мы нахо­дим все эти эле­мен­ты. К это­му важ­ней­ше­му в твор­че­стве Фео­кри­та направ­ле­нию при­над­ле­жат 12 про­из­веде­ний (в том чис­ле 4 неа­у­тен­тич­ных): I Тир­сис (Thyr­sis e ode) — про­грамм­ное про­из­веде­ние, посвя­щен­ное смер­ти Даф­ни­са, мифи­че­ско­го сици­лий­ско­го пас­ту­ха, исто­рия кото­ро­го была темой одно­го из несо­хра­нив­ших­ся про­из­веде­ний Сте­си­хо­ра; III Пес­ня пас­ту­ха (Ko­mos) — моно­лог влюб­лен­но­го пас­ту­ха с песен­ны­ми встав­ка­ми; IV Пас­ту­хи (No­meis) — раз­го­вор двух пас­ту­хов, лег­кий и не лишен­ный юмо­ра; V Пас­тух коз (Aipo­li­kon kai poi­me­ni­kon) — про­из­веде­ние, име­ю­щее более все­го народ­ных черт, о ссо­ре двух пас­ту­хов-рабов, пере­хо­дя­щей в пев­че­ский агон; VI Пас­ту­ше­ские пес­ни (Bu­ko­lias­tai) — состя­за­ние в пении двух дру­зей; VIII и IX с тем же назва­ни­ем и похо­же­го харак­те­ра явля­ют­ся позд­ней­ши­ми под­ра­жа­ни­я­ми; X Жне­цы (Er­ga­ti­nai e the­ris­tai) — насто­я­щий сель­ский мим, геро­я­ми кото­ро­го явля­ют­ся зем­ле­паш­цы, кото­рых во вре­мя жат­вы раз­вле­ка­ют раз­го­во­ры о люб­ви одно­го из них и пение; XI Цик­лоп — шут­ли­вый рецепт вызы­ва­ния люб­ви, посвя­щен­ный вра­чу Никию, пред­став­ля­ет собой повесть о люб­ви цик­ло­па Поли­фе­ма к Гала­тее, — сюжет, обыг­ран­ный впо­след­ст­вии мно­же­ство раз, но не выду­ман­ный Фео­кри­том, кото­рый сам заим­ст­во­вал его из несо­хра­нив­ше­го­ся дифи­рам­ба Филок­се­на из Кифе­ры; XX Моло­дой погон­щик (Bu­ko­lis­kos) — неа­у­тен­ти­чен, это шуточ­ная жало­ба пас­ту­ха, влюб­лен­но­го в город­скую девуш­ку, на ее бес­чув­ст­вен­ность; XXVII Соблаз­нен­ная (Oaris­tys), неа­у­тен­тич­ный диа­лог пас­ту­ха и пас­туш­ки, един­ст­вен­ное про­из­веде­ние, где гово­рит девуш­ка. Про­из­веде­ние VII Празд­ник уро­жая (Tha­ly­sia) — алле­го­ри­че­ская буко­ли­ка — пре­до­ста­ви­ла уче­ным про­стор для домыс­лов. Здесь Фео­крит рас­ска­зы­ва­ет о сво­ем посвя­ще­нии в поэты. Пер­со­на­жи про­из­веде­ния — поэты под личи­ной пас­ту­хов. Дей­ст­вие про­ис­хо­дит на Косе, ланд­шафт соот­вет­ст­ву­ет реаль­ной топо­гра­фии ост­ро­ва. Идил­лии II, XIV и XV явля­ют­ся город­ски­ми мима­ми. II Кол­дов­ство (Phar­ma­keut­riai), это пре­крас­ней­шее про­из­веде­ние алек­сан­дрий­ской эпо­хи, ори­ен­ти­ро­ван­ное в пер­вой части на Софро­на, как утвер­жда­ют схо­лии, доно­сит до нас лири­че­ский моно­лог девуш­ки, пытаю­щей­ся при помо­щи вол­шеб­ства при­во­ро­жить воз­люб­лен­но­го. Во вто­рой части девуш­ка рас­ска­зы­ва­ет богине Луны исто­рию сво­ей люб­ви. XV Сира­ку­зян­ки (Sy­ra­ko­siai e Ado­nia­zu­sai), дру­гой жен­ский мим, пред­став­ля­ет собой сцен­ку в духе мими­ям­бов Герон­да. Две алек­сан­дрий­ские мещан­ки, по про­ис­хож­де­нию из Сира­куз, выби­ра­ют­ся в город, чтобы посмот­реть на празд­ник в честь Адо­ни­са. После раз­го­во­ра меж­ду дву­мя подру­га­ми, в кото­ром они обсуж­да­ют сво­их мужей, поэт выво­дит нас на ули­цы Алек­сан­дрии и ведет к цар­ско­му двор­цу, где в ходе празд­ни­ка, учреж­ден­но­го цари­цей Арси­но­ей II, певи­ца с Аргоса испол­ня­ет гимн в честь Адо­ни­са. Идил­лия XIV Любовь Кинис­ки (Ai­schi­nas kai Thyo­ni­schos), это муж­ской мим, в кото­ром один из геро­ев рас­ска­зы­ва­ет дру­го­му об измене воз­люб­лен­ной. Друг сове­ту­ет ему всту­пить в армию Пто­ле­мея II и сла­вит бла­го­склон­ность еги­пет­ско­го царя. Эпи­грам­мы Фео­кри­та раз­ли­ча­ют­ся по содер­жа­нию. Пер­вые 6 при­бли­жа­ют­ся к буко­ли­кам, осталь­ные пред­став­ля­ют собой над­гроб­ные эпи­грам­мы и воз­зва­ния. Эпи­грам­мы на поэтов (напри­мер, на Архи­ло­ха, Ана­кре­он­та, Гип­по­на­к­са) напи­са­ны их соб­ст­вен­ны­ми мет­ра­ми, осталь­ные — эле­ги­че­ским дисти­хом. Почти все идил­лии напи­са­ны гекза­мет­ром. Исполь­зо­ва­ние это­го мет­ра в дра­ма­ти­че­ских про­из­веде­ни­ях (как буко­ли­ки и мимы) — одно из ново­введе­ний, кото­рые люби­ли алек­сан­дрий­ские поэты. Диа­лект пре­иму­ще­ст­вен­но дорий­ский и лишь в эпи­ли­о­нах — ионий­ский, а в лири­че­ских про­из­веде­ни­ях — эолий­ский. Поэ­зия Фео­кри­та доволь­но про­стая, доступ­ная даже для не очень обра­зо­ван­но­го чита­те­ля, хотя и уче­ный нашел бы там нема­ло эруди­ции и мно­же­ство аллю­зий на извест­ных авто­ров. Одна­ко все это не затруд­ня­ет чте­ния. Жанр, создан­ный Фео­кри­том, был попу­ля­рен дол­гое вре­мя. В нем тво­ри­ли Мосх и Бион. Вели­чай­шим наслед­ни­ком Фео­кри­та в Риме был Вер­ги­лий, а в пери­од упад­ка Импе­рии — Каль­пур­ний и Неме­зи­ан. В эпо­ху Ренес­сан­са буко­ли­ка поль­зо­ва­лась огром­ной попу­ляр­но­стью на Запа­де Евро­пы.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА