ФРИНИХ; Phrynichos, VI—V вв. до н. э., греческий трагический поэт. Принимал деятельное участие в персидских войнах. Один из основоположников греческой трагедии, предшественник Эсхила. Первую победу Фриних одержал в 67 олимпиаду (511—508 гг. до н. э.). Самая ранняя его трагедия, известная нам по названию — Алкеста, история молодой жены царя Адмета, которую обрабатывал также Еврипид. Дважды Фриних обращался к современной ему исторической тематике. В представленной в 492 г. трагедии Взятие Милета (Miletu halosis) он описал подавление восстания ионийцев и разрушение Милета (494 г.). Пьеса потрясла зрителей. Весь театр плакал, после этого поэт был приговорен к штрафу за «напоминание о бедах родины», трагедия была запрещена. После победы над персами он написал Финикиянок (Phoinissai), сюжетным стержнем которых (как и трагедии Эсхила Персы) была битва при Саламине. Название пьесе дал хор, который состоял, по-видимому, из вдов финикийских моряков, служивших во флоте Ксеркса. В прологе выступал евнух, который, разыскивая сиденья для совета персов, рассказывал о поражении. Таким образом зритель узнавал обо всем еще в самом начале, а оставшаяся часть трагедии была одним большим плачем о происшедшем. Это архаическая форма трагедии, в которой драматический момент (разработанный впоследствии Эсхилом) играл второстепенную роль. Финикиянки были поставлены предположительно в 476 г., корифеем был Фемистокл, афинский государственный деятель, активнее других призывавший к борьбе с персами, и вдохновитель победы при Саламине. Не случайно и то, что в год постановки трагедии о взятии Милета тот же Фемистокл занимал должность главного архонта и высказался в пользу драмы. Из других несохранившихся трагедий Фриниха нужно назвать еще Данаид и Египтян, поскольку тот же самый сюжет позднее использовал Эсхил в трилогии о данаидах. Фриних был первым трагическим поэтом, который ввел женские роли (актеры выступали в женских масках). Стиль Фриниха отпечатался в памяти потомков как мягкий, лиричный, сладостный. Его песни были выдержаны в малоазийско-ионийском духе, Аристофан называл их «сидонским медом».
Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.