ФРОНТОН, Марк Корнелий; Fronto, Marcus Cornelius, ок 100—166 гг. н. э., римский оратор. Происходил из Цирты в Нумидии. Сведущий в праве и риторике, занимал высокие посты вплоть до консула в 143 г. Из-за слабого здоровья оставил политику и посвятил себя работе в собственной школе риторики. Призванный к императорскому двору Антонином Пием, был воспитателем двух императоров: Марка Аврелия и Луция Вера. Пребывал там до самой смерти. Время его жизни определяют по его контактам с учеными и людьми, близким ко двору, зафиксированным в оживленной переписке. Эти письма, написанные по-гречески и по-латыни, были обнаружены только в 1815 г. на палимпсестах VI в. н. э. из Амвросианской и Ватиканской библиотек. Вопреки ожиданиям, они содержали в основном рассуждения о риторике и о языке и гораздо меньше исторических сведений. Письма Фронтона привели, однако, к выявлению интересных черт характера Марка Аврелия, Луция Вера, старшей и младшей Фаустин, а также к более близкому знакомству с домашней жизнью двора Антонинов. Марк Аврелий, несмотря на большое уважение к Фронтону, склонялся более к философии, нежели к риторике, преподаваемой учителем. Сохранилась переписка Фронтона с Марком Аврелием, в которую вошли письма, написанные в период, когда Марк Аврелий был еще наследником престола (5 книг), и во время его правления (5 книг); письма о риторике, содержащиеся в сборниках О красноречии (De eloquentia) и О речах (De orationibus), в которых Фронтон пытается доказать императору превосходство красноречия над философией; письма-трактаты на историко-риторические темы, мыслившиеся как вступление к трактату о войне Вера с парфянами, озаглавленные Законы истории (Principia historiae), образцом для них послужило, вероятно, описание войн с Ганнибалом у Ливия; ответ Фронтона на письмо Марка Аврелия после поражения в битве с парфянами, получивший название О парфянской войне (De bello Parthico); 4 письма об отдыхе в Альции, а также шутливые риторические упражнения в форме писем Похвала дыму и огню (Laudes fumi et pulveris) и Похвала небрежности (Laudes neglegentiae); и наконец, 2 письма Об утрате внука (De nepote amisso), первое из которых представляет собой короткое утешительное письмо Марка Аврелия Фронтону, а второе — великолепный развернутый ответ Фронтона, в котором он предстает нам человеком благородным, чувствительным, сочувствующим людям. Переписка Фронтона с Вером содержалась в 2 книгах, с Антонином Пием — в 1 книге, которая своим характером напоминает обмен письмами между императором Траяном и Плинием Младшим. К друзьям в 2 книгах, включает только письма Фронтона; в них находят свое выражение его доброжелательность и заинтересованность делами друзей (1 письмо написано по-гречески). Сохранилось также собрание греческих писем, среди них корреспонденция с Аппианом и др. От речей, принесших Фронтону славу оратора, ничего не сохранилось, кроме незначительных фрагментов и названий, например: Панегирики — панегирики на Адриана и Антонина Пия; из судебных речей — речь против Герода Аттика; известно также о речах против христиан, в которых Фронтон усматривал врагов ораторского искусства. И наконец, мы знаем названия отдельных выступлений в сенате и других речей на случай. Фронтон не создал единой риторической системы, но в своих сочинениях опирался на риторику Феодора из Гадары и использовал терминологию, находившуюся во всеобщем употреблении. В корреспонденции Фронтона более всего места занимают рекомендации, касающиеся подбора слов и их места в предложении. Фронтон считал, что со времен Цицерона, которого он очень ценил, распространились излишняя свобода и небрежность в подборе слов и их построении, исчезло стремление к точному формулированию мысли. Фронтон проповедует возвращение к старым писателям; у них он заимствует сентенции, обороты, выражения, использует фразеологические выписки. Фронтон стремился таким способом возродить латинский язык и римскую литературу. Но, несмотря на эти усилия, сам он не смог избежать влияния стиля своей эпохи и писал искусственным языком, утяжеленным и местами окрашенным архаизмами. Фронтон собрал около себя круг сторонников архаического стиля, которых звали по его имени фронтониями. Это пристрастие к старой литературе и тенденция искать в ней образцы появились еще во времена Августа. Одним из предшественников Фронтона был Валерий Проб. В правление Адриана это движение переживает наивысший подъем. Еще долго после смерти Фронтон находил последователей, а позднейшие писатели (особенно в III в. н. э.) часто брали его за образец.