Античные писатели

ФРОНТОН, Марк Кор­не­лий; Fron­to, Mar­cus Cor­ne­lius, ок 100—166 гг. н. э., рим­ский ора­тор. Про­ис­хо­дил из Цир­ты в Нуми­дии. Све­ду­щий в пра­ве и рито­ри­ке, зани­мал высо­кие посты вплоть до кон­су­ла в 143 г. Из-за сла­бо­го здо­ро­вья оста­вил поли­ти­ку и посвя­тил себя рабо­те в соб­ст­вен­ной шко­ле рито­ри­ки. При­зван­ный к импе­ра­тор­ско­му дво­ру Анто­ни­ном Пием, был вос­пи­та­те­лем двух импе­ра­то­ров: Мар­ка Авре­лия и Луция Вера. Пре­бы­вал там до самой смер­ти. Вре­мя его жиз­ни опре­де­ля­ют по его кон­так­там с уче­ны­ми и людь­ми, близ­ким ко дво­ру, зафик­си­ро­ван­ным в ожив­лен­ной пере­пис­ке. Эти пись­ма, напи­сан­ные по-гре­че­ски и по-латы­ни, были обна­ру­же­ны толь­ко в 1815 г. на палимп­се­стах VI в. н. э. из Амвро­си­ан­ской и Вати­кан­ской биб­лио­тек. Вопре­ки ожи­да­ни­ям, они содер­жа­ли в основ­ном рас­суж­де­ния о рито­ри­ке и о язы­ке и гораздо мень­ше исто­ри­че­ских сведе­ний. Пись­ма Фрон­то­на при­ве­ли, одна­ко, к выяв­ле­нию инте­рес­ных черт харак­те­ра Мар­ка Авре­лия, Луция Вера, стар­шей и млад­шей Фау­стин, а так­же к более близ­ко­му зна­ком­ству с домаш­ней жиз­нью дво­ра Анто­ни­нов. Марк Авре­лий, несмот­ря на боль­шое ува­же­ние к Фрон­то­ну, скло­нял­ся более к фило­со­фии, неже­ли к рито­ри­ке, пре­по­да­вае­мой учи­те­лем. Сохра­ни­лась пере­пис­ка Фрон­то­на с Мар­ком Авре­ли­ем, в кото­рую вошли пись­ма, напи­сан­ные в пери­од, когда Марк Авре­лий был еще наслед­ни­ком пре­сто­ла (5 книг), и во вре­мя его прав­ле­ния (5 книг); пись­ма о рито­ри­ке, содер­жа­щи­е­ся в сбор­ни­ках О крас­но­ре­чии (De elo­quen­tia) и О речах (De ora­tio­ni­bus), в кото­рых Фрон­тон пыта­ет­ся дока­зать импе­ра­то­ру пре­вос­ход­ство крас­но­ре­чия над фило­со­фи­ей; пись­ма-трак­та­ты на исто­ри­ко-рито­ри­че­ские темы, мыс­лив­ши­е­ся как вступ­ле­ние к трак­та­ту о войне Вера с пар­фя­на­ми, оза­глав­лен­ные Зако­ны исто­рии (Prin­ci­pia his­to­riae), образ­цом для них послу­жи­ло, веро­ят­но, опи­са­ние войн с Ган­ни­ба­лом у Ливия; ответ Фрон­то­на на пись­мо Мар­ка Авре­лия после пора­же­ния в бит­ве с пар­фя­на­ми, полу­чив­ший назва­ние О пар­фян­ской войне (De bel­lo Par­thi­co); 4 пись­ма об отды­хе в Аль­ции, а так­же шут­ли­вые рито­ри­че­ские упраж­не­ния в фор­ме писем Похва­ла дыму и огню (Lau­des fu­mi et pul­ve­ris) и Похва­ла небреж­но­сти (Lau­des neg­le­gen­tiae); и нако­нец, 2 пись­ма Об утра­те вну­ка (De ne­po­te amis­so), пер­вое из кото­рых пред­став­ля­ет собой корот­кое уте­ши­тель­ное пись­мо Мар­ка Авре­лия Фрон­то­ну, а вто­рое — вели­ко­леп­ный раз­вер­ну­тый ответ Фрон­то­на, в кото­ром он пред­ста­ет нам чело­ве­ком бла­го­род­ным, чув­ст­ви­тель­ным, сочув­ст­ву­ю­щим людям. Пере­пис­ка Фрон­то­на с Вером содер­жа­лась в 2 кни­гах, с Анто­ни­ном Пием — в 1 кни­ге, кото­рая сво­им харак­те­ром напо­ми­на­ет обмен пись­ма­ми меж­ду импе­ра­то­ром Тра­я­ном и Пли­ни­ем Млад­шим. К дру­зьям в 2 кни­гах, вклю­ча­ет толь­ко пись­ма Фрон­то­на; в них нахо­дят свое выра­же­ние его доб­ро­же­ла­тель­ность и заин­те­ре­со­ван­ность дела­ми дру­зей (1 пись­мо напи­са­но по-гре­че­ски). Сохра­ни­лось так­же собра­ние гре­че­ских писем, сре­ди них корре­спон­ден­ция с Аппи­а­ном и др. От речей, при­нес­ших Фрон­то­ну сла­ву ора­то­ра, ниче­го не сохра­ни­лось, кро­ме незна­чи­тель­ных фраг­мен­тов и назва­ний, напри­мер: Пане­ги­ри­ки — пане­ги­ри­ки на Адри­а­на и Анто­ни­на Пия; из судеб­ных речей — речь про­тив Геро­да Атти­ка; извест­но так­же о речах про­тив хри­сти­ан, в кото­рых Фрон­тон усмат­ри­вал вра­гов ора­тор­ско­го искус­ства. И нако­нец, мы зна­ем назва­ния отдель­ных выступ­ле­ний в сена­те и дру­гих речей на слу­чай. Фрон­тон не создал еди­ной рито­ри­че­ской систе­мы, но в сво­их сочи­не­ни­ях опи­рал­ся на рито­ри­ку Фео­до­ра из Гада­ры и исполь­зо­вал тер­ми­но­ло­гию, нахо­див­шу­ю­ся во все­об­щем употреб­ле­нии. В корре­спон­ден­ции Фрон­то­на более все­го места зани­ма­ют реко­мен­да­ции, касаю­щи­е­ся под­бо­ра слов и их места в пред­ло­же­нии. Фрон­тон счи­тал, что со вре­мен Цице­ро­на, кото­ро­го он очень ценил, рас­про­стра­ни­лись излиш­няя сво­бо­да и небреж­ность в под­бо­ре слов и их постро­е­нии, исчез­ло стрем­ле­ние к точ­но­му фор­му­ли­ро­ва­нию мыс­ли. Фрон­тон про­по­ве­ду­ет воз­вра­ще­ние к ста­рым писа­те­лям; у них он заим­ст­ву­ет сен­тен­ции, обо­роты, выра­же­ния, исполь­зу­ет фра­зео­ло­ги­че­ские выпис­ки. Фрон­тон стре­мил­ся таким спо­со­бом воз­ро­дить латин­ский язык и рим­скую лите­ра­ту­ру. Но, несмот­ря на эти уси­лия, сам он не смог избе­жать вли­я­ния сти­ля сво­ей эпо­хи и писал искус­ст­вен­ным язы­ком, утя­же­лен­ным и места­ми окра­шен­ным арха­из­ма­ми. Фрон­тон собрал око­ло себя круг сто­рон­ни­ков арха­и­че­ско­го сти­ля, кото­рых зва­ли по его име­ни фрон­то­ни­я­ми. Это при­стра­стие к ста­рой лите­ра­ту­ре и тен­ден­ция искать в ней образ­цы появи­лись еще во вре­ме­на Авгу­ста. Одним из пред­ше­ст­вен­ни­ков Фрон­то­на был Вале­рий Проб. В прав­ле­ние Адри­а­на это дви­же­ние пере­жи­ва­ет наи­выс­ший подъ­ем. Еще дол­го после смер­ти Фрон­тон нахо­дил после­до­ва­те­лей, а позд­ней­шие писа­те­ли (осо­бен­но в III в. н. э.) часто бра­ли его за обра­зец.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
Антон Немкин фонд атом: биография Антона Немкина.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА