ФИСК (FISCUS). В республиканский период существовала только одна государственная казна, которая называлась «эрарий римского народа» (Aerarium populi Romani) или «эрарий Сатурна» (Aerarium Saturni). Когда установилось императорское правление, власть была разделена между сенатом как представителем народа (populus) и императором, и вследствие этого различные виды государственных доходов были распределены между двумя ведомствами. Казна сената по-прежнему называлась эрарием, тогда как казна императора получила название «фиск Цезаря» (Caesaris fiscus) или просто «фиск». Fiscus был большой корзиной, в которой хранились деньги эрария и крупных банков (Lex repet. V. 67, 68; Cic. Verr. III. 85, 197: ср. Mommsen, Staatsr. II. 958): в этом смысле он противопоставляется сундуку (cista), в котором обычно держали деньги частные лица. Поэтому в правление Августа словом fiscus обозначался главный финансовый отдел каждой отрасли имперской администрации: так, встречаются выражения «азиатский фиск» (fiscus Asiaticus; Orelli, Inscr. 2905), «галльский фиск» (fiscus Gallicus; Henzen, 6651), «иудейский фиск» (fiscus Judaicus; Suet. Dom. 12), «хлебный фиск» (fiscus frumentarius; Orelli, 790), «лагерный фиск» (fiscus castrensis; Orelli, 2920), а Светоний противопоставляет фиски во множественном числе эрарию (Suet. Aug. 101); в этом смысле слово продолжало употребляться еще в правление Адриана (
Имуществом фиска император владел как должностное лицо и должен был пользоваться им в интересах государства. Однако закон не разграничивал права императора в отношении имущества, предназначенного для государственных нужд, и имущества, которым он владел как частное лицо («Res fiscales quasi propriae et privatae principis sunt»2, Ulp. Dig. 43, 8, 2, § 4: ср. Sen. de Ben. VII. 6; Tac. Ann. IV. 6, 15). Соответственно, вместе с наследством умершего императора оно переходило к его наследникам (heredes), и первоначально им управляли императорские вольноотпущенники и рабы, а не государственные чиновники; кроме того, закон не обязывал императора давать отчет об использовании этого имущества, как было бы, если бы речь шла о государственном имуществе. Но в действительности управление фиском было четко обособлено от управления прочей императорской собственностью, и с ним обращались как с государственным имуществом; некоторые из первых императоров публиковали о нем отчеты. Поэтому res fisci часто противопоставляются имуществу, которое император приобретал для личного пользования либо по наследству (patrimonium principis), либо иным способом (res privatae principis). Итак, поскольку право собственности на фискальное имущество принадлежало императору, а не государству, на императоре лежала обязанность пользоваться своими правами на с.861 подобное имущество на благо государства; и если он лишался должности, то по закону его могли призвать к ответу за неисполнение этой обязанности (ср. Tac. Ann. XIII. 14). В соответствии с системой личного правления, которую учредил Август, фиск освободил эрарий от множества важных государственных функций. Сначала он в основном предназначался для финансирования армии, флота и императорских провинций, но постепенно на него были возложены расходы на снабжение города зерном и водой, священные и государственные постройки, берега и русло Тибра, дороги, мосты и чеканку (ср. Statius, III. 3). Доход поступал в фиск из провинций, вверенных императору, и с завоеванных территорий, а прежде всего с земли, которую он имел в собственности и в состав которой входил Египет [Provincia]. Фиск также присваивал часть налогов с сенатских провинций и пополнялся взносами из эрария. Кроме того, в него были направлены некоторые доходы, ранее поступавшие в эрарий, например, согласно конституции Каракаллы, — выморочные завещательные отказы (legata caduca; Ulp. Fragm. XVII. 2). Фиск пополнялся также за счет подарков италийских и провинциальных городов, штрафов за сокрытие доходов и конфискаций. Император часто субсидировал свою казну крупными суммами из личного имущества (ср., напр., Tac. Ann. XV. 18). Разграничение между фиском и эрарием стало чисто формальным, так как республиканская казна утратила независимость. Сам Август не вмешивался в дела эрария римского народа, но создал особый военный эрарий (Aerarium militare) для обеспечения пенсий ветеранам, который пополнялся за счет пятипроцентного налога на наследство (vicesima hereditatum) и однопроцентного налога с продаж (centesima rerum venalium). Этой вспомогательной казной управляли императорские чиновники, которые назывались префектами (praefecti, Dio Cass. LV. 25). Клавдий первым из императоров назначил чиновника, отвечавшего за эрарий римского народа. В 56 г. н. э. Нерон назначил двух префектов эрария Сатурна. Со времен этого императора различие между двумя казначействами утратило политическое значение, хотя, вероятно, формальное согласие сената на денежные выплаты из эрария требовалось до правления Диоклетиана (Frontinus, de Aquaed. 115). До тех пор, пока существовало это формальное различие, закон, регулировавший функционирование каждого казначейства, могли называть соответственно «закон народа» (jus populi) и «закон фиска» (jus fisci), как выражается Павел (Sent. Rec. V. 12). Со времен Диоклетиана слово «фиск» означало казну вообще, а император сконцентрировал в своих руках верховную власть; таким образом, слово «фиск» получило то же широкое значение, что и «эрарий» в республиканский период; соответственно, в «Своде гражданского права» и более ранних сочинениях они иногда используются как синонимы; однако в «Дигестах» слово «фиск» часто вставлено вместо «эрария». Управление фиском было во многом схоже с управлением эрарием. Его осуществляли императорские чиновники, которые назывались сперва procuratores a rationibus, затем rationales, затем comites3 и имели множество помощников: adjutores a rationibus, tabellarii4 и т. д. Адриан впервые назначил начальником фиска всадника, а не своего вольноотпущенника, как поступали его предшественники. По всей империи фиск представляли прокураторы, обязанности которых определялись императорскими мандатами. Частные лица обычно предоставляли чиновникам фиска сведения (nuntiationes) о конфискациях и другом имуществе, причитающемся фиску, чтобы получить награду. В судах фиск представляли его прокураторы. При Августе такие дела обычным порядком рассматривали магистрат и судья (judex), как и другие подобные споры между частными лицами (Tac. Ann. IV. 7, 15; Dio Cass. LVII. 23); но такой ординарный порядок судебного рассмотрения просуществовал недолго. В конце своего правления Тиберий начал изымать фискальные споры из юрисдикции обычных судов, а при Клавдии постановлением сената их рассмотрение было поручено императорским прокураторам (Suet. Claud. 12; Tac. Ann. XII. 60), хотя наместники провинций имели параллельную юрисдикцию. Каждый прокуратор, вероятно, рассматривал дела, возникавшие в его собственном департаменте, и имел право разрешать их единолично, хотя и возможна была апелляция к императору. Таким образом, в результате этой реформы фискальные споры были исключены из ординарной процедуры рассмотрения судьями (judices), но император Нерва лишил юрисдикции прокураторов в Риме и Италии и передал ее особому претору и судьям. Должность фискального претора (praetor fiscalis), видимо, просуществовала недолго. Прокураторы фиска не имели права назначать штрафы или уголовные наказания, а также рассматривать обычные судебные споры, но, как свидетельствует множество императорских указов и сообщений историков, они часто пренебрегали данными ограничениями. По мнению Моммзена, их произвол следует объяснять квазивоенным положением, которое им было позволено занимать: они имели в своем распоряжении солдат для обеспечения сбора налогов.
Адриан учредил должность адвоката или защитника фиска (advocatus или patronus fisci), который должен был отстаивать интересы фиска в суде. Они назначались из числа адвокатов, приписанных к каждому суду [Advocatus]. При Диоклетиане и его преемниках процедура рассмотрения фискальных споров разительно отличалась от обычных судебных дел, так как изменилось положение императора. Фиск как субъект определенных прав по закону стал рассматриваться как лицо, в силу той же юридической фикции, которая допускала существование корпораций и союзов городов и сел в качестве лиц. Но, поскольку фиск был связан с императором, он во многих отношениях отличался от других фиктивных лиц и, например, всегда был правоспособен в отношении принятия наследства (hereditas), тогда как корпорации долгое время были неправоспособны по причине, которую называет Ульпиан [Collegium].
Фиск имел различные привилегии. Так, на фиск было распространено положение, применявшееся к эрарию, о том, что против него не действует срок давности, а требования фиска имели приоритет перед требованиями других кредиторов. Его преимуществом также было исключительное право приобретения различных вещей и т. д. Различные способы, которыми фиск приобретал собственность, перечислены в «Дигестах» (49, 14, 1), и многие из них можно с.862 классифицировать как штрафы и конфискации. Так, если некто был принужден покончить с собой вследствие того, что совершил какое-то преступление (flagitium), или если некто подделал монету, то его имущество передавалось в фиск. На клады (thesaurus), найденные в определенных местах, тоже мог притязать фиск. (Dig. 49, 15; Cod. 10, 1; Cod. Theod. 10, 1; Paul. Sent. Rec. V. 12; Fragm. veteris Jurisc. «de jure Fisca», ap. Savigny, System, vol. II; Mommsen, Staatsr. II. 2, p. 957 ff., откуда взяты основные сведения данной статьи; Hirschfeld, Untersuchungen; Heimbach, art. Fiscus in Weiske’s Rechtslexicon).