ХРИСИПП; Chrysippos, из Сол, ок. 277 — ок. 208 гг. до н. э., греческий философ, вероятно, семитского происхождения. Родители Хрисиппа прибыли на Кипр из Тарса в Киликии. Как сообщает Гален, греческому языку он научился позднее, отсюда ошибки в его сочинениях. Слушал в Афинах лекции Аркесилая и учеников основателя Стои Зенона, Аристона и Клеанфа. В платоновской Академии у Аркесилая и Лакида приобрел навыки диалектики, однако ближе ему было учение стоиков, поэтому после смерти основателя Стои Зенона он поступил в эту школу и вместе с Клеанфом, тогдашним руководителем этой школы, боролся против скептицизма Академии и защищал стоицизм от ее нападок. Руководил школой стоиков после Клеанфа (232—208 гг.). За лекции брал плату и нажил значительное состояние, однако жил скромно. Гордился присвоенным ему афинским гражданством, зато не принял приглашения к александрийскому двору. В древности говорили, что если бы не было Хрисиппа, не было бы и Стои. Действительно, именно он развернул стоическую доктрину в систему и создал канон школы, который с небольшими изменениями просуществовал до ее конца. Хрисипп чрезвычайно много писал. Оставил приблизительно 705 книг, из которых до наших дней дошли лишь фрагменты. Каталог его наиболее известных произведений, составленный Диогеном Лаэртским, включает 161 название из области логики и этики, однако он неполон, в нем недостает трудов по физике и ок. 10 названий трактатов по логике. Поэтому трудно с точностью установить, какие именно постулаты стоической доктрины ведут свое происхождение от Хрисиппа, а какие от Зенона и других философов этой школы. Общие принципы стоицизма представляются следующими. Вслед за Ксенократом стоики разделяли философию на три раздела: логику, физику и этику. Представляется, что Хрисипп занимался в основном этикой и что логика обязана ему своим названием. Он также заложил основы так называемой фразовой логики. Логику стоики определяли как науку о знаках и о том, что они означают. Она охватывала все, что было связано с понятием логоса, то есть с мыслью и языком. Она делилась на диалектику и риторику. Диалектика включала в себя логику в узком значении и грамматику. Современная грамматическая номенклатура происходит в значительной степени именно от стоиков. Мы обязаны им выделением 6 частей речи (Хрисипп), родов, чисел, падежей, наклонений, времен и залогов. Риторике Хрисипп посвятил 4 книги, в которых выделил 5 достоинств речи: хороший греческий язык, ясность, краткость, соответствие задаче и точный подбор слов; предписывал избегание общих мест, варваризмов и солецизмов. В отношении познания стоики занимали сенсуалистическую позицию. Истину мы познаем посредством ощущений, через восприятие, причем Клеанф понимал восприятие как отпечатки предметов в духе. Хрисипп же, развивая далее эту теорию, говорит уже не об отпечатках, но об изменениях, происходящих в душе, и утверждает, что мы познаем не данную вещь и даже не состояние духа, но изменения, происходящие в этом состоянии. При помощи восприятия создаются понятия, одни спонтанно, другие в результате целенаправленной рефлексии. Критерием истины становятся лишь те наблюдения (восприятия), которые совершенно ясны и неопровержимо убедительны: они должны быть сделаны в нормальном состоянии наблюдаемого предмета, с нужного расстояния, должны быть достаточно долгими и обязательно сверяться с другими наблюдениями. Стоики назвали их каталептическими наблюдениями. На их основании мы выносим справедливое и основательное суждение о вещи — каталептическое суждение. Основой стоической физики было убеждение, что все — сущее, следовательно, весь мир материален. В противовес дуалистическим системам Платона и Аристотеля, провозглашая единство материального мира, стоики создали монистическую философскую систему. Существует лишь то, что действует и подвергается воздействию, действовать же и подвергаться воздействию могут только материальные тела. Душа, Бог, форма и даже добродетели, согласно стоикам, материальны. Различия между телами происходят от различной напряженности проникающей тела пневмы. Что такое пневма? Как и Аристотель, стоики различали два начала в телах: пассивное — to paschon и активное — to poiun. Пассивное начало — материя, тождественная аристотелевской материи; активное же начало, которое у Аристотеля было представлено нематериальной формой, стоики признавали также материальным и называли пневмой. Пневму, представляющую собой чрезвычайно тонкую материю, стоики сравнивали с огнем, воздухом и дыханием (гр. pneuma). Она пронизывает весь материальный мир, придавая ему форму и создавая различия вещей. Вследствие этого любая материя несет действующее начало в себе, а не ищет его вовне. Движение пневмы называется тоническим движением, и от его интенсивности зависит состояние пневмы: где оно наиболее слабое, там тела мертвы, наибольшая его интенсивность отличает разумные существа. Действия пневмы, с одной стороны, предопределены (законы природы), с другой же — целенаправленны и разумны, находятся в соответствии с Логосом. Мир представляет собой единое целое, является как бы одним организмом. Он вечен и бесконечен; следовательно, природа его божественна. Божественна также пневма, а поскольку она пронизывает все тела, то каждая вещь тоже божественна. Бог существует не вне мира, но в нем самом, идентичен с ним (стоический пантеизм). Богов, в которых верили люди, стоики рассматривали как аллегорические фигуры. Они говорили также о круговороте вещей: после периода, когда праматерия все более разделяется и становится все более разнообразной, вновь наступает время, когда все возвращается к единству праматерии. Этот процесс повторяется вечно. Это учение вело к фатализму. Стоики, однако, защищали свободную волю каждой личности, утверждая, что кто действует в согласии со своей природой, то есть разумно, тот свободен. Умение поступать в соответствии с разумом есть добродетель, которая является единственным благом и обеспечивает счастье. Все остальное: богатство, сила, красота, здоровье — должно оставлять мудрого равнодушным. Существует лишь одна добродетель — знание, мудрость (sofia). Хрисипп выделял, однако, 4 основные добродетели: благоразумие, мужество, умеренность и справедливость. Им соответствуют 4 наиболее губительных состояния, являющихся причиной всякого зла: зависть, жадность, уныние и сомнение. Идеал, приводящий к счастью, был естествен для мудреца, но его нелегко было достигнуть обыкновенным людям. Для них позднейшие стоики создали так называемое учение о благах. Оно разграничивало те вещи, которые соответствуют природе и достойны поощрения (proegmena): талант, быстроту ума, телесное здоровье, уважение людей, — и те, которые нужно не раздумывая отбросить (apoproegmena): жажда славы любой ценой, чрезмерное богатство и т. д. Существуют еще вещи — в прямом значении этого слова — безразличные, как например иметь четное или нечетное число волос. Этика стоиков, предлагавшая человеку идеал индивидуального совершенствования внутреннего мира, не прошла, однако, мимо социальных аспектов человеческой жизни. Общественный инстинкт точно так же присущ человеческой натуре, как, например, инстинкт самосохранения. Он проявляется во взаимной предупредительности, защите и поддержке, дружбе и любви — все это греки обозначали. Все люди несут в себе это начало, общественную необходимость, являются членами одного организма, гражданами единого государства-мира. Эти космополитические идеалы, как и убеждение о равенстве всех людей, которые приходятся друг другу братьями, стоики разделяли с киниками. Социальные аспекты доктрины стоиков развили позднее другие философы, благодаря им стоицизм стал философией, наиболее популярной в Риме. Через своих римских последователей он оказал огромное влияние на всю европейскую культуру.