Античные писатели

ЦИЦЕРОН, Марк Тул­лий; Ci­ce­ro, Mar­cus Tul­lius, 106—43 гг. до н. э., рим­ский ора­тор, фило­соф, поли­тик. Родил­ся в Арпине в Лации, про­ис­хо­дил из зажи­точ­ной всад­ни­че­ской семьи. Вме­сте с млад­шим бра­том Квин­том (см. Квинт Тул­лий Цице­рон) полу­чил все­сто­рон­нее обра­зо­ва­ние. Учил­ся сна­ча­ла в Риме: изу­чал рито­ри­ку у Элия Сти­ло­на, зна­ние юрис­пруден­ции и прак­ти­че­ские навы­ки крас­но­ре­чия полу­чал от таких зна­то­ков граж­дан­ско­го пра­ва, как Муций Сце­во­ла Авгур, а позд­нее — Муций Сце­во­ла Пон­ти­фик. Его учи­те­ля­ми были такие столь извест­ные тогда ора­то­ры, как Марк Анто­ний и Луций Красс. С фило­со­фи­ей его позна­ко­ми­ли Филон из Лариссы, сто­ик Дио­дот, жив­ший в доме Цице­ро­на, и дру­гие. Юность Цице­ро­на при­шлась на пери­од вой­ны с союз­ни­ка­ми, а так­же на вре­мя внут­рен­них поли­ти­че­ских смут. После пер­вых выступ­ле­ний и ора­тор­ских успе­хов меж­ду 81 и 79 гг., в 79—77 гг., Цице­рон уехал путе­ше­ст­во­вать в Гре­цию и Малую Азию. Во вре­мя полу­го­до­во­го пре­бы­ва­ния в Афи­нах он слу­шал Антио­ха Аска­лон­ско­го и уже извест­ных в Риме эпи­ку­рей­цев: Зено­на и Фед­ра. Затем он посе­тил Ази­ат­скую про­вин­цию, оттуда поехал на Родос, где позна­ко­мил­ся с Посидо­ни­ем из Апа­меи. На Родо­се он изу­чал рито­ри­ку в шко­ле созда­те­ля так назы­вае­мо­го уме­рен­но­го сти­ля речи Апол­ло­ния Моло­на, кото­рый реши­тель­ным обра­зом повли­ял на фор­ми­ро­ва­ние соб­ст­вен­но­го сти­ля речи Цице­ро­на. По воз­вра­ще­нии в Рим Цице­рон актив­но занял­ся ора­тор­ской дея­тель­но­стью, настой­чи­во пыта­ясь добить­ся извест­но­сти, необ­хо­ди­мой для нача­ла поли­ти­че­ской карье­ры, кото­рую начал в 75 г. в каче­стве ho­mo no­vus, в 69 г. стал эди­лом, в 66 г. — пре­то­ром, в 63 г. — кон­су­лом. В том же 63 г. Цице­рон рас­крыл и сорвал заго­вор Кати­ли­ны. При новом поли­ти­че­ском укла­де, после заклю­че­ния I Три­ум­ви­ра­та в 60 г. (Цезарь, Пом­пей, Красс) и в кон­суль­ство Цеза­ря в 59 г. вли­я­ние Цице­ро­на умень­ши­лось. Обви­нен­ный в неза­кон­ном выне­се­нии смерт­ных при­го­во­ров участ­ни­кам заго­во­ра Кати­ли­ны, Цице­рон вынуж­ден был отпра­вить­ся в изгна­ние. Вско­ре, одна­ко, он вер­нул­ся в Рим и про­явил боль­шую актив­ность в стрем­ле­нии отсудить кон­фис­ко­ван­ное иму­ще­ство, а так­же высту­пая с реча­ми в дру­гих судеб­ных делах. В 51—50 гг. стал намест­ни­ком про­вин­ции Кили­кия в Малой Азии. Эту долж­ность испол­нял доб­ро­со­вест­но, одер­жав даже воен­ную победу над пар­фя­на­ми. В граж­дан­ской войне меж­ду Цеза­рем и Пом­пе­ем Цице­рон высту­пал на сто­роне Пом­пея, счи­тая его защит­ни­ком рес­пуб­ли­кан­ских иде­а­лов, и после­до­вал за ним в Гре­цию. После пора­же­ния Пом­пея в 48 г. под Фар­са­лом в 47 г. воз­вра­тил­ся в Ита­лию, при­ми­рил­ся с Цеза­рем, кото­рый про­явил к нему бла­го­склон­ность. Цице­рон пре­до­ста­вил дока­за­тель­ства сво­ей лояль­но­сти в неко­то­рых речах (Pro Mar­cel­lo, Pro re­ge Deio­ta­ro). В это непро­стое вре­мя Цице­рон пере­жи­вал так­же семей­ный кри­зис: в 46 г. он раз­вел­ся с пер­вой женой Терен­ци­ей и всту­пил в неудав­шу­ю­ся связь с юной Пуб­ли­ей. В 45 г. он пере­жил смерть люби­мой доче­ри от пер­во­го бра­ка Тул­лии. Он уеди­нил­ся в сво­ем доме, вновь ища уте­ше­ния в фило­со­фии и лите­ра­тур­ном труде. Одна­ко ему не уда­лось остать­ся наблюда­те­лем раз­вер­нув­ших­ся собы­тий. В 44 г., после убий­ства Цеза­ря, в 14 речах, назван­ных самим Цице­ро­ном филип­пи­ка­ми (см. Демо­сфен), он напал на Мар­ка Анто­ния, кото­ро­го счи­тал глав­ным вра­гом рес­пуб­ли­ки, видя спа­се­ние в его поли­ти­че­ском сопер­ни­ке — юном Окта­виане (см. Август). По заклю­че­нии так назы­вае­мо­го II Три­ум­ви­ра­та в 43 г. меж­ду Анто­ни­ем, Окта­виа­ном и Лепидом, Анто­ний добил­ся у Окта­ви­а­на смер­ти для сво­его вра­га. Цице­рон был убит 7 декаб­ря 43 г. непо­да­ле­ку от сво­ей вил­лы в Фор­мии. Лите­ра­тур­ное наследие Цице­ро­на вклю­ча­ет в себя речи, сочи­не­ния по рито­ри­ке, фило­соф­ские трак­та­ты и пись­ма. Речи иллю­ст­ри­ру­ют 30 лет его чрез­вы­чай­но дея­тель­ной жиз­ни (81—43 гг.). Они были тща­тель­но под­готов­ле­ны к пуб­ли­ка­ции. Часто в сво­ей окон­ча­тель­ной лите­ра­тур­ной фор­ме они отли­ча­лись от фак­ти­че­ски про­из­не­сен­ных. Стиль отчет­ли­во эво­лю­ци­о­ни­ру­ет: от исполь­зу­е­мо­го в пер­вых выступ­ле­ни­ях ази­ат­ско­го сти­ля, воз­вы­шен­но­го, насы­щен­но­го мета­фо­ра­ми, рито­ри­че­ски­ми укра­ше­ни­я­ми, с харак­тер­ны­ми длин­ны­ми пери­о­да­ми, через «сред­ний» стиль — более уме­рен­ный, тоже с укра­ше­ни­я­ми, одна­ко менее пате­ти­че­ский, Цице­рон при­шел к совер­шен­но про­сто­му и лишен­но­му укра­ше­ний «атти­че­ско­му» сти­лю. Но ему уда­ва­лось в зави­си­мо­сти от харак­те­ра речи и от ауди­то­рии исполь­зо­вать их все. Речи Цице­ро­на отли­ча­ли эруди­ция, полет и юмор. Их воздей­ст­вие осно­вы­ва­лось на искус­стве пери­о­ди­за­ции и рит­ми­за­ции гар­мо­нич­но постро­ен­ной фра­зы, изоби­лу­ю­щей ста­ра­тель­но подо­бран­ны­ми сти­ли­сти­че­ски­ми сред­ства­ми. Из ора­тор­ско­го наследия Цице­ро­на сохра­ни­лось 58 речей цели­ком или боль­шей частью и 20 фраг­мен­тов. Исхо­дя из харак­те­ра этих речей их мож­но было бы разде­лить в самом общем виде на судеб­ные и поли­ти­че­ские. Наи­бо­лее извест­ные из пер­вых — В защи­ту Квинк­ция (Pro P. Quinctio; 81 г.), пер­вая опуб­ли­ко­ван­ная речь на граж­дан­ском про­цес­се, отме­чен­ная чер­та­ми ази­ат­ской мане­ры, и речи на про­цес­се про­тив Верре­са (70 г.), намест­ни­ка Сици­лии в 73—71 гг., кото­рый допу­стил там вели­кие зло­употреб­ле­ния. Про­цесс про­тив Верре­са вклю­ча­ет: Речь про­тив Квин­та Цеци­лия (In Q. Cae­ci­lium), под­став­лен­но­го Верре­сом на роль обви­ни­те­ля; Пер­вая речь про­тив Верре­са (In Ver­rem ac­tio I), после кото­рой Веррес был осуж­ден на изгна­ние, и Вто­рая речь про­тив Верре­са (In Ver­rem ac­tio II) в 5 частях. Эта послед­няя, нико­гда не про­из­не­сен­ная, мастер­ски обра­бота­на лите­ра­тур­но и пред­став­ля­ет важ­ный доку­мент для уста­нов­ле­ния мето­дов экс­плуа­та­ции, исполь­зу­е­мых адми­ни­ст­ра­ци­ей про­вин­ций. Ее чет­вер­тая часть под загла­ви­ем О ста­ту­ях (De sig­nis) при­во­дит обзор про­из­веде­ний искус­ства на Сици­лии. В защи­ту Муре­ны (Pro Mu­re­na; 63 г.), шут­ли­вая, весь­ма удач­ная в сти­ли­сти­че­ском отно­ше­нии. В защи­ту поэта Архия (Pro Ar­chia poe­ta; 62 г.) содер­жит сре­ди про­че­го вос­хва­ле­ние поэ­зии и нау­ки. Из речей поли­ти­че­ско­го харак­те­ра пер­вая — это О пред­во­ди­тель­стве Пом­пея (De im­pe­rio Gn. Pom­pei; 66 г.) в войне с царем Пон­тий­ским Мит­ри­да­том. Речи про­тив Кати­ли­ны (In Ca­ti­li­nam ora­tio­nes IV; 63 г.), раз­об­ла­чаю­щие разо­рив­ше­го­ся ари­сто­кра­та, пред­во­ди­те­ля гото­вив­ше­го­ся в Риме пере­во­рота. Этих речей было четы­ре. Из них наи­бо­лее извест­на пер­вая. Она отли­ча­ет­ся совер­шен­ным вла­де­ни­ем так назы­вае­мым сред­ним сти­лем. Речи про­тив Анто­ния (In Mar­cum An­to­nium ora­tio­nes Phi­lip­pi­cae; 44 г.), кото­рых было четыр­на­дцать, про­из­не­сен­ные в Сена­те и перед наро­дом с целью спа­се­ния поги­баю­щей рес­пуб­ли­ки, страст­ные и пол­ные оскорб­ле­ний, вновь ста­но­вят­ся пате­ти­че­ски­ми. Сочи­не­ния по рито­ри­ке каса­ют­ся тео­рии крас­но­ре­чия: под­бо­ра мате­ри­а­ла, мане­ры про­из­не­се­ния, сти­ля, язы­ка и интел­лек­ту­аль­ной под­готов­ки ора­то­ра. Он раз­ви­ва­ет взгляды гре­ков, допол­няя их соб­ст­вен­ны­ми наблюде­ни­я­ми из судеб­ной и юриди­че­ской прак­ти­ки, что поз­во­ли­ло акту­а­ли­зи­ро­вать содер­жа­ние и при­дать про­из­веде­нию рим­ский харак­тер. Так, юно­ше­ское про­из­веде­ние Цице­ро­на Рито­ри­че­ские сочи­не­ния (Lib­ri rhe­to­ri­ci) в 2 кни­гах, от кото­рых сохра­ни­лась толь­ко часть О содер­жа­нии (De in­ven­tio­ne; 81 г.), носят следы зна­ком­ства авто­ра с гре­че­ским посо­би­ем по рито­ри­ке Гер­ма­го­ра и ано­ним­ным сочи­не­ни­ем Rhe­to­ri­ca ad He­ren­nium. Луч­шее же про­из­веде­ние на эту тему Об ора­то­ре (De ora­to­re; 55 г.), выстро­ен­ное в фор­ме диа­ло­га, направ­ле­но на раз­ре­ше­ние дав­не­го спо­ра о харак­тер­ных осо­бен­но­стях крас­но­ре­чия: лежат они в обла­сти фило­со­фии (Ари­сто­тель) или рито­ри­ки (Исо­крат). Цице­рон соеди­ня­ет эти два взгляда в утвер­жде­нии, что иде­аль­ный ора­тор, кро­ме навы­ков в сво­ем ремес­ле дол­жен иметь осно­ва­тель­ное фило­соф­ское обра­зо­ва­ние. Допол­не­ни­ем к это­му диа­ло­гу явля­ет­ся Ора­тор (Ora­tor; 46 г.), в кото­ром Цице­рон нари­со­вал образ иде­аль­но­го ора­то­ра, опи­ра­ясь на при­мер Демо­сфе­на, сво­бод­но вла­дев­ше­го тре­мя сти­ля­ми. Соб­ст­вен­ные убеж­де­ния Цице­рон изло­жил в сочи­не­нии Брут, где пред­ста­вил исто­рию рим­ско­го крас­но­ре­чия и дал ука­за­ния, как сле­ду­ет про­из­но­сить речь. Он кри­ти­ку­ет сто­рон­ни­ков так назы­вае­мо­го атти­ци­сти­че­ско­го сти­ля, про­сто­го, беру­ще­го за обра­зец гре­че­ско­го ора­то­ра Лисия. Эту тему он под­ни­ма­ет так­же в неболь­шой рабо­те О луч­шем ора­то­ре (De op­ti­mo ge­ne­re ora­to­rum). В двух про­из­веде­ни­ях из обла­сти рито­ри­че­ской тех­ни­ки Цице­рон воз­вра­ща­ет­ся к тема­ти­ке, затро­ну­той в Рито­ри­че­ских сочи­не­ни­ях. Это Кате­го­рии рито­ри­ки (Par­ti­tio­nes ora­to­riae; 46 г.), раз­но­вид­ность учеб­но­го посо­бия в фор­ме диа­ло­га с фило­соф­ской окрас­кой, Топи­ка (44 г.), фило­соф­ско-рито­ри­че­ское про­из­веде­ние, исход­ным пунк­том рас­суж­де­ний в кото­ром был трак­тат Ари­сто­те­ля того же назва­ния. Цице­рон изла­га­ет здесь квинт­эс­сен­цию рито­ри­че­ской тео­рии, иллю­ст­ри­руя ее при­ме­ра­ми из обла­сти рим­ско­го пра­ва. Все свои фило­соф­ские про­из­веде­ния Цице­рон напи­сал в 54—51 и 46—44 гг. В соот­вет­ст­вии с духом вре­ме­ни, Цице­рон был эклек­ти­ком, то есть чер­пал свои воз­зре­ния из несколь­ких гре­че­ских фило­соф­ских систем. Из стои­че­ской фило­со­фии, пред­став­лен­ной в Риме Пане­ти­ем, он попу­ля­ри­зи­ро­вал преж­де все­го эти­ку; позна­ко­мил Рим с фило­соф­ски­ми взгляда­ми Новой Ака­де­мии (Антиох Аска­лон­ский), тео­рия кото­рой о веро­ят­но­стях была ему близ­ка, и с эпи­ку­рей­ст­вом, высту­пая, одна­ко, про­тив сво­бо­ды нра­вов, кото­рую порой неза­слу­жен­но при­пи­сы­ва­ли после­до­ва­те­лям этой шко­лы. Наи­луч­шей фор­мой изло­же­ния фило­со­фии Цице­рон при­знал диа­лог, извест­ный из сочи­не­ний Пла­то­на, а в осо­бен­но­сти Ари­сто­те­ля; он создал так­же латин­скую фило­соф­скую тер­ми­но­ло­гию. В обшир­ном твор­че­стве Цице­ро­на вни­ма­ния заслу­жи­ва­ет Рес­пуб­ли­ка (De re­pub­li­ca; 54—51 гг.) в 6 кни­гах, сохра­ни­лась толь­ко часть про­из­веде­ния, в том чис­ле окон­ча­ние, извест­ное как Сон Сци­пи­о­на (Som­nium Sci­pio­nis). Цице­рон раз­ви­ва­ет здесь тео­рию наи­луч­ше­го государ­ст­вен­но­го устрой­ства. О зако­нах (De le­gi­bus; 51 г.) пред­став­ля­ет собой допол­не­ние к трак­та­ту Рес­пуб­ли­ка. Из 5 книг сохра­ни­лись цели­ком пер­вые три, чрез­вы­чай­но цен­ные для изу­че­ния рим­ских нра­вов и обы­ча­ев. Идеи созда­ния обо­их выше­на­зван­ных про­из­веде­ний созре­ли под вли­я­ни­ем Пла­то­на. О при­ро­де богов (De na­tu­ra deo­rum; 45 г.) в 3 кни­гах содер­жит обзор тео­рии о сущ­но­сти бога в пред­став­ле­нии раз­лич­ных фило­соф­ских школ. Наи­выс­шее бла­го и наи­боль­шее зло (De fi­ni­bus bo­no­rum et ma­lo­rum; 45 г.) в 5 кни­гах обо­зре­ва­ет взгляды раз­лич­ных школ на про­бле­му добра и зла. Это про­из­веде­ние обла­да­ет зна­чи­тель­ны­ми лите­ра­тур­ны­ми досто­ин­ства­ми. Туску­лан­ские беседы (Tus­cu­la­nae dis­pu­ta­tio­nes; 45 г.) в 5 кни­гах заклю­ча­ет в себе рас­суж­де­ния о сча­стье и необ­хо­ди­мых усло­ви­ях его дости­же­ния. Катон о ста­ро­сти (Ca­to Maior de se­nec­tu­te; 45 г.), вели­ко­леп­ный трак­тат, посвя­щен­ный Атти­ку, в кото­ром Цице­рон оспа­ри­ва­ет недо­стат­ки, при­пи­сы­вае­мые ста­ро­сти, выдви­гая на пер­вый план пре­иму­ще­ства это­го воз­рас­та. Об обя­зан­но­стях (De of­fi­ciis; 45 г.) в 3 кни­гах, послед­нее фило­соф­ское про­из­веде­ние Цице­ро­на, посвя­щен­ное сыну Мар­ку, испол­не­но заботы об общем бла­ге. Цице­рон под­ни­ма­ет вопрос выбо­ра меж­ду тем, что достой­но (ho­nes­tum), и тем, что полез­но (uti­le). Заслу­га Цице­ро­на состо­ит не толь­ко в том, что он позна­ко­мил Рим с гре­че­ской фило­со­фи­ей, но и в том, что в сво­их про­из­веде­ни­ях он сопо­став­лял гре­че­скую фило­соф­скую мысль с рим­ской тра­ди­ци­ей и рим­ской дей­ст­ви­тель­но­стью, сре­ди про­че­го посред­ст­вом иллю­ст­ри­ро­ва­ния тези­сов рим­ски­ми при­ме­ра­ми. Из корре­спон­ден­ции Цице­ро­на нам извест­ны почти 1000 писем, состав­лен­ных в 4 сбор­ни­ка. Пись­ма к зна­ко­мым (Epis­tu­lae ad fa­mi­lia­res) в 16 кни­гах (назва­ние про­ис­хо­дит от гума­ни­стов) вклю­ча­ют в себя пере­пис­ку Цице­ро­на с раз­лич­ны­ми зна­ко­мы­ми ему людь­ми, а так­же их пись­ма к Цице­ро­ну. Сре­ди про­чих мы нахо­дим пись­ма Като­на, Мар­ка Лепида, Ази­ния Пол­ли­о­на. Пись­ма к Атти­ку (Epis­tu­lae ad At­ti­cum; 68—44 гг.) в 16 кни­гах. Сбор­ник содер­жит почти исклю­чи­тель­но пись­ма Цице­ро­на к его дру­гу Пом­по­нию Атти­ку. Это наи­бо­лее лич­ные и искрен­ние пись­ма, пред­став­ля­ю­щие собой источ­ник позна­ния лич­но­сти авто­ра, а преж­де все­го — воз­мож­ность иссле­до­вать окру­же­ние писа­те­ля. Пись­ма к бра­ту Квин­ту (Epis­tu­lae ad Quin­tum frat­rem; 60—54 гг.), малый сбор­ник в 3 кни­гах, содер­жит пись­ма Цице­ро­на к бра­ту Квин­ту и сре­ди них — пер­вый подроб­ней­ший трак­тат об управ­ле­нии про­вин­ци­ей, напи­сан­ный в ответ на пись­мо бра­та для Цице­ро­на, когда послед­ний хло­потал о кон­суль­стве. Пись­ма к Мар­ку Бру­ту (Epis­tu­lae ad M. Bru­tum; 43 г.) в 2 кни­гах содер­жат корре­спон­ден­цию Цице­ро­на с Бру­том, одним из убийц Цеза­ря, а так­же Бру­та с Цице­ро­ном; сре­ди этих писем нахо­дит­ся и пись­мо Бру­та Атти­ку. Пись­ма Цице­ро­на отра­жа­ют обще­ст­вен­ную жизнь Рима в пери­од упад­ка рес­пуб­ли­ки на про­тя­же­нии чет­вер­ти века, пред­став­ляя собой цен­ный доку­мент эпо­хи, выяв­ляя как чело­ве­че­ские сла­бо­сти, так и бла­го­род­ство Цице­ро­на. В пись­мах Цице­рон пред­ста­ет пре­крас­ным сти­ли­стом, а их язык поз­во­ля­ет нам судить о повсе­днев­ной латы­ни обра­зо­ван­ных сосло­вий. Лишь корот­кие отрыв­ки дошли до нас от поэ­ти­че­ско­го твор­че­ства Цице­ро­на. Несколь­ко более круп­ные фраг­мен­ты сохра­ни­лись от поэ­мы Ара­тея, пред­став­ляв­шей пере­вод гре­че­ско­го про­из­веде­ния Ара­та под назва­ни­ем Фено­ме­ны, рас­ши­рен­но­го Цице­ро­ном за счет дан­ных, почерп­ну­тых у ком­мен­та­то­ров Ара­та. О сво­ем кон­суль­стве (De con­su­la­tu suo), поэ­ма, опи­сы­ваю­щая дея­ния Цице­ро­на во вре­мя его кон­суль­ства, в 3 пес­нях ста­ла при­чи­ной его столк­но­ве­ния с Пом­пе­ем и недо­воль­ства послед­не­го. Из нее сохра­ни­лось 3 сти­ха. Разде­ле­ние наследия Цице­ро­на на речи и рито­ри­че­ские и фило­соф­ские трак­та­ты было введе­но исклю­чи­тель­но для упро­ще­ния, ибо в дей­ст­ви­тель­но­сти эти три сто­ро­ны его твор­че­ства тес­но свя­за­ны меж­ду собой. Про­за в про­из­веде­ни­ях Цице­ро­на дости­га­ет вер­шин мастер­ства, обес­пе­чи­вая ему пер­вое место сре­ди латин­ских сти­ли­стов. Весь пери­од, в кото­рый тво­рил Цице­рон, назы­ва­ет­ся в исто­рии лите­ра­ту­ры веком Цице­ро­на. Про­из­веде­ния Цице­ро­на и его лич­ность ока­за­ли зна­чи­тель­ное вли­я­ние на созда­те­лей евро­пей­ской куль­ту­ры.

См. также:
ЦИЦЕРОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Цицерона.
Мрамор. Современная копия по римскому оригиналу.
Рим, Музей Римской культуры.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Цицерон.
Мрамор.
I в. до н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Цицерон.
Мрамор. Середина I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Цицерона.
Мрамор. I в. до н. э.
Оксфорд, Музей Ашмола.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Цицерон. Деталь.
Мрамор. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Марка Порция Катона Утического?
Мрамор. Сер. I в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Цицерон.
Голова: италийский мрамор — II в. н. э. Бюст: италийский мрамор — XVI в.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Цицерон.
I в. до н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Цицерон. Деталь.
Мрамор. I в. до н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Цицерон.
Мрамор. I в. до н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА