ЭННОДИЙ, Магнус Феликс; Ennodius, Magnus Felix, ок. 473—521 гг. н. э., латинский христианский писатель и поэт. Родился в Галлии, воспитание и образование получил в Южной Италии, где, вероятно, в 493 г. стал диаконом. В 496—513 гг. был помощником миланского епископа; там началась его литературная деятельность. Позднее он был епископом Павии и дважды (515 и 517 гг.) возглавлял папское посольство в Константинополь. Из обширного, но лишенного значительных литературных достоинств прозаического и поэтического творчества Эннодия имеют значение в качестве исторического источника биография Житие Епифания (Vita Epiphanii), жизнеописание его предшественника на епископском престоле, и Панегирик Теодориху (Panegyricus dictus Theodorico), в котором Эннодий в хронологическом порядке со значительной долей лести описал деяния короля. О жизни Эннодия мы узнаем из автобиографии в форме молитвы Благодарение за свою жизнь (Eucharisticon de vita sua), называемой также Исповедью, как и произведение Августина. Сохранилось сочинение Эннодия под заглавием Житие монаха Антония. Призвание к учению; оно содержит советы, касающиеся образования, и каталог известных образцов для подражания, указывая (в стихах и прозе) на роль риторики как основы всех наук. В 28, частью фиктивных, частью действительно произнесенных речах, написанных для разных лиц, и в 297 письмах (разделенных позднее на 9 книг), направленных различным адресатам (даже женщинам), форма преобладает над содержанием. В двух книгах сохранилось примерно 170 поэтических произведений на случай в разных стихотворных размерах (гимны, эпиталамы, эпиллии, панегирики, эпиграммы), в которых Эннодий выказал хорошее владение формой, но мало поэтического таланта. Воспитанный в классической традиции, Эннодий, несмотря на свои христианские пристрастия, оставался античным писателем, обильно использовал в поэзии и прозе риторику, а свои мысли выражал манерным стилем. Эннодием восхищались в IX и X вв.
Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.