Античные писатели

ЭПИЧЕСКИЙ ЦИКЛ или ЦИКЛИЧЕСКИЙ ЭПОС (гр. epi­kos kyk­los). Этим назва­ни­ем еще в древ­но­сти обо­зна­ча­ли груп­пу эпи­че­ских поэм, сюжет кото­рых состав­ля­ли мифи­че­ские повест­во­ва­ния одно­го тема­ти­че­ско­го кру­га (kyk­los). Их созда­ва­ли поэты, после­до­ва­те­ли Гоме­ра из всех обла­стей Гре­ции в VIII—VI вв. до н. э. Они исполь­зо­ва­ли язык и поэ­ти­че­скую тех­ни­ку Гоме­ра, кото­ро­му вплоть до V в. до н. э. при­пи­сы­ва­лись все цик­ли­че­ские эпо­сы. И лишь позд­нее появ­ля­ют­ся так­же име­на пред­по­ла­гае­мых авто­ров отдель­ных про­из­веде­ний. Труд­но, одна­ко, решить, то ли в этом над­ле­жит видеть резуль­та­ты фило­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний элли­ни­сти­че­ских уче­ных, то ли ско­рее пло­ды фан­та­сти­че­ских спе­ку­ля­ций вро­де тех, в кото­рых пре­успе­ла пери­па­те­ти­че­ская био­гра­фия. Самым извест­ным, а быть может, пер­во­на­чаль­но един­ст­вен­ным цик­лом, был тро­ян­ский цикл, поэ­мы кото­ро­го опи­сы­ва­ли Тро­ян­скую вой­ну от нача­ла до смер­ти Одис­сея. Они долж­ны были допол­нить Или­а­ду и Одис­сею. Киприи или Кипри­а­ки (то есть кипр­ские пове­сти) в 11 пес­нях (фр.), при­пи­сы­вае­мые Ста­си­ну с Кип­ра или же Гиге­сию из Сала­ми­на на Кип­ре, опи­сы­ва­ли собы­тия, пред­ше­ст­во­вав­шие дей­ст­вию Или­а­ды и рас­кры­ва­ли пер­во­при­чи­ну Тро­ян­ской вой­ны, а имен­но пере­на­се­ле­ние: Зевс сжа­лил­ся над мате­рью-Зем­лей, угне­тен­ной тяже­стью слиш­ком мно­го­чис­лен­ных людей, и решил ее осво­бо­дить посред­ст­вом боль­шой вой­ны. Киприи рас­ска­зы­ва­ют так­же о зача­тии и рож­де­нии Еле­ны и обо всем, что потом слу­чи­лось до того момен­та, с кото­ро­го начи­на­ет­ся Или­а­да. Эта поэ­ма счи­та­лась луч­шим про­из­веде­ни­ем кикли­ков. В свою оче­редь Этио­пида, при­пи­сы­вае­мая Арк­ти­ну из Миле­та, VII в. до н. э., под­хва­ты­ва­ла дей­ст­вие в том месте, где Или­а­да закан­чи­ва­лась, и опи­сы­ва­ла при­бы­тие ама­зо­нок на помощь Трое, смерть их цари­цы Пен­те­си­леи от руки Ахил­ла, поеди­нок Ахил­ла с Мем­но­ном, затем смерть само­го Ахил­ла. Раз­ру­ше­ние Или­о­на (Iliu per­sis; фр.) в 4 пес­нях, при­пи­сан­ная так­же Арк­ти­ну или же Лес­хию с Лес­боса, и Малая Или­а­да (Ilias mik­ra) при­зна­вае­мая тво­ре­ни­ем Лес­хия с Лес­боса или же Кине­фо­на из Лакеде­мо­на, рас­ска­зы­ва­ли о раз­лич­ных собы­ти­ях кон­ца вой­ны и о раз­ру­ше­нии Трои. Воз­вра­ще­ния (Nos­toi; фр.) в 5 пес­нях, при­пи­сы­вае­мые Агию из Тре­зе­ны, допол­ня­ли Одис­сею исто­ри­ей воз­вра­ще­ния дру­гих геро­ев из-под Трои. Даль­ней­шей судь­бой само­го Одис­сея, а так­же подви­га­ми рож­ден­но­го ему Кир­кой сына Теле­го­на зани­ма­лась Теле­го­ния в 2 пес­нях, при­пи­сы­вае­мая Эвга­мо­ну из Кире­ны (IV в. до н. э.), пред­по­ло­жи­тель­но самая моло­дая поэ­ма цик­ла. Весь тро­ян­ский цикл насчи­ты­вал 29 песен и при­мер­но 18 тысяч сти­хов. От него уце­ле­ли толь­ко мел­кие фраг­мен­ты и пере­ска­зы в так назы­вае­мой Хре­сто­ма­тии Прок­ла. Соглас­но неко­то­рым дан­ным, цикл был зна­чи­тель­но более обшир­ным и вклю­чал мифы от сотво­ре­ния мира. В этом слу­чае цикл откры­ва­ли бы две кос­мо­го­ни­че­ские поэ­мы, о кото­рых мы более ниче­го не зна­ем: Тео­го­ния и Тита­но­ма­хия (фр.), при­пи­сы­вае­мые Евме­лу из Корин­фа. О дру­гих поэ­мах это­го рода наши сведе­ния чрез­вы­чай­но скром­ны. Суще­ст­во­вал так­же фиван­ский цикл, отно­ся­щий­ся к судь­бам несчаст­но­го рода Лаб­да­кидов, а в осо­бен­но­сти Эди­па и его потом­ства. К нему при­над­ле­жа­ли Пре­да­ние об Эди­пе (Oidi­po­deia), 6600 сти­хов, при­пи­сы­вае­мое Кине­фо­ну из Лакеде­мо­на, Фива­ида (фр.), 7000 сти­хов, повесть о похо­де семи вождей про­тив Фив и бра­то­убий­ст­вен­ной борь­бе сыно­вей Эди­па, а так­же Эпи­го­ны (фр.), 7000 сти­хов, поэ­ма, при­пи­сы­вае­мая Анти­ма­ху с Тео­са, опи­сы­ваю­щая поход сыно­вей семи вождей про­тив Фив. Назва­ния двух поэм мог­ли бы под­твер­дить суще­ст­во­ва­ние цик­ла о Герак­ле. Это Взя­тие Ойха­лии, кото­рое, соглас­но леген­де, напи­сал Гомер и пода­рил его автор­ство Кре­офи­лу с Само­са в бла­го­дар­ность за госте­при­им­ство, и Фока­ида, о взя­тии Герак­лом горо­да Орхо­ме­ны в Бео­тии. Нам извест­ны сверх того мно­го­чис­лен­ные поэ­мы, не вклю­чен­ные в цик­лы, как напри­мер Арго­нав­ти­ка, Коринф­ские пове­сти (Ko­rin­thia­ka), при­пи­сы­вае­мые Эвме­лу из Корин­фа, Дана­иды (повесть о Данае и его доче­рях; фр.). Сохра­нив­ши­е­ся пере­ло­же­ния поэм тро­ян­ско­го цик­ла, немно­го­чис­лен­ные сохра­нив­ши­е­ся фраг­мен­ты, рав­но как и свиде­тель­ства о дру­гих эпо­сах, поз­во­ля­ют утвер­ждать, что цик­ли­че­ские поэ­мы стро­и­лись на иных ком­по­зи­ци­он­ных прин­ци­пах, чем эпо­пея Гоме­ра. В них отсут­ст­во­ва­ла еди­ная дра­ма­ти­че­ская ком­по­зи­ция. Их отли­ча­ло цеп­ное стро­е­ние, то есть про­из­воль­ная связь отдель­ных эпи­зо­дов в соот­вет­ст­вии с хро­но­ло­ги­ей опи­сы­вае­мых собы­тий. Несвой­ст­вен­но Гоме­ру так­же при­стра­стие к ужа­сам и жесто­ко­сти, пол­но­стью ему чуж­ды и высту­паю­щие в неко­то­рых поэ­мах эро­ти­че­ские моти­вы. Зато гео­гра­фи­че­ские гори­зон­ты авто­ров цик­ли­че­ских поэм были зна­чи­тель­но шире. Поэ­мы эти дол­гое вре­мя поль­зо­ва­лись огром­ной попу­ляр­но­стью. Их зна­че­ние для исто­рии лите­ра­ту­ры, а в осо­бен­но­сти для дра­мы, доволь­но вели­ко, посколь­ку имен­но из них чер­па­ли свои сюже­ты афин­ские тра­ги­ки V в. до н. э. Начи­ная с Ари­сто­те­ля их ста­ли пре­зи­рать как про­из­веде­ния, лишен­ные худо­же­ст­вен­ной цен­но­сти. Осо­бен­ным пре­зре­ни­ем ода­ри­ли их алек­сан­дрий­ские поэты, в осо­бен­но­сти Кал­ли­мах.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • ДИАЛЕКТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА