ЭПИЧЕСКИЙ ЦИКЛ или ЦИКЛИЧЕСКИЙ ЭПОС (гр. epikos kyklos). Этим названием еще в древности обозначали группу эпических поэм, сюжет которых составляли мифические повествования одного тематического круга (kyklos). Их создавали поэты, последователи Гомера из всех областей Греции в VIII—VI вв. до н. э. Они использовали язык и поэтическую технику Гомера, которому вплоть до V в. до н. э. приписывались все циклические эпосы. И лишь позднее появляются также имена предполагаемых авторов отдельных произведений. Трудно, однако, решить, то ли в этом надлежит видеть результаты филологических исследований эллинистических ученых, то ли скорее плоды фантастических спекуляций вроде тех, в которых преуспела перипатетическая биография. Самым известным, а быть может, первоначально единственным циклом, был троянский цикл, поэмы которого описывали Троянскую войну от начала до смерти Одиссея. Они должны были дополнить Илиаду и Одиссею. Киприи или Киприаки (то есть кипрские повести) в 11 песнях (фр.), приписываемые Стасину с Кипра или же Гигесию из Саламина на Кипре, описывали события, предшествовавшие действию Илиады и раскрывали первопричину Троянской войны, а именно перенаселение: Зевс сжалился над матерью-Землей, угнетенной тяжестью слишком многочисленных людей, и решил ее освободить посредством большой войны. Киприи рассказывают также о зачатии и рождении Елены и обо всем, что потом случилось до того момента, с которого начинается Илиада. Эта поэма считалась лучшим произведением кикликов. В свою очередь Этиопида, приписываемая Арктину из Милета, VII в. до н. э., подхватывала действие в том месте, где Илиада заканчивалась, и описывала прибытие амазонок на помощь Трое, смерть их царицы Пентесилеи от руки Ахилла, поединок Ахилла с Мемноном, затем смерть самого Ахилла. Разрушение Илиона (Iliu persis; фр.) в 4 песнях, приписанная также Арктину или же Лесхию с Лесбоса, и Малая Илиада (Ilias mikra) признаваемая творением Лесхия с Лесбоса или же Кинефона из Лакедемона, рассказывали о различных событиях конца войны и о разрушении Трои. Возвращения (Nostoi; фр.) в 5 песнях, приписываемые Агию из Трезены, дополняли Одиссею историей возвращения других героев из-под Трои. Дальнейшей судьбой самого Одиссея, а также подвигами рожденного ему Киркой сына Телегона занималась Телегония в 2 песнях, приписываемая Эвгамону из Кирены (IV в. до н. э.), предположительно самая молодая поэма цикла. Весь троянский цикл насчитывал 29 песен и примерно 18 тысяч стихов. От него уцелели только мелкие фрагменты и пересказы в так называемой Хрестоматии Прокла. Согласно некоторым данным, цикл был значительно более обширным и включал мифы от сотворения мира. В этом случае цикл открывали бы две космогонические поэмы, о которых мы более ничего не знаем: Теогония и Титаномахия (фр.), приписываемые Евмелу из Коринфа. О других поэмах этого рода наши сведения чрезвычайно скромны. Существовал также фиванский цикл, относящийся к судьбам несчастного рода Лабдакидов, а в особенности Эдипа и его потомства. К нему принадлежали Предание об Эдипе (Oidipodeia), 6600 стихов, приписываемое Кинефону из Лакедемона, Фиваида (фр.), 7000 стихов, повесть о походе семи вождей против Фив и братоубийственной борьбе сыновей Эдипа, а также Эпигоны (фр.), 7000 стихов, поэма, приписываемая Антимаху с Теоса, описывающая поход сыновей семи вождей против Фив. Названия двух поэм могли бы подтвердить существование цикла о Геракле. Это Взятие Ойхалии, которое, согласно легенде, написал Гомер и подарил его авторство Креофилу с Самоса в благодарность за гостеприимство, и Фокаида, о взятии Гераклом города Орхомены в Беотии. Нам известны сверх того многочисленные поэмы, не включенные в циклы, как например Аргонавтика, Коринфские повести (Korinthiaka), приписываемые Эвмелу из Коринфа, Данаиды (повесть о Данае и его дочерях; фр.). Сохранившиеся переложения поэм троянского цикла, немногочисленные сохранившиеся фрагменты, равно как и свидетельства о других эпосах, позволяют утверждать, что циклические поэмы строились на иных композиционных принципах, чем эпопея Гомера. В них отсутствовала единая драматическая композиция. Их отличало цепное строение, то есть произвольная связь отдельных эпизодов в соответствии с хронологией описываемых событий. Несвойственно Гомеру также пристрастие к ужасам и жестокости, полностью ему чужды и выступающие в некоторых поэмах эротические мотивы. Зато географические горизонты авторов циклических поэм были значительно шире. Поэмы эти долгое время пользовались огромной популярностью. Их значение для истории литературы, а в особенности для драмы, довольно велико, поскольку именно из них черпали свои сюжеты афинские трагики V в. до н. э. Начиная с Аристотеля их стали презирать как произведения, лишенные художественной ценности. Особенным презрением одарили их александрийские поэты, в особенности Каллимах.