Античные писатели

ЮВЕНАЛ, Децим Юний; Iuve­na­lis, De­ci­mus Iuni­us, из Акви­на в Кам­па­нии, ок. 60—130 гг. н. э., рим­ский сати­ри­че­ский поэт. Про­ис­хо­дил из зажи­точ­ной семьи, кото­рая обес­пе­чи­ла его обра­зо­ва­ние. После отбы­тия воин­ской повин­но­сти при­ехал в Рим, где с 90 г. зани­мал­ся рито­ри­кой. При­мер­но на 80 году жиз­ни был, по неко­то­рым сведе­ни­ям, при­го­во­рен к изгна­нию в даль­ние стра­ны. В неко­то­рых сати­рах слы­шат­ся отго­лос­ки пре­бы­ва­ния вда­ли от Ита­лии; в юно­сти поэт, по-види­мо­му, побы­вал в Бри­та­нии в долж­но­сти три­бу­на дал­мат­ской когор­ты, в Егип­те же, кото­рый, несо­мнен­но, знал по лич­ным впе­чат­ле­ни­ям (как о том свиде­тель­ст­ву­ет сати­ра 15), побы­вал, воз­мож­но, уже в зре­лом воз­расте. Во вре­мя пре­бы­ва­ния в сто­ли­це Юве­нал имел воз­мож­ность бли­же узнать жизнь рим­ско­го обще­ства, в осо­бен­но­сти же выс­ших его кру­гов. Эти наблюде­ния опре­де­ли­ли направ­лен­ность его твор­че­ства. Юве­нал оста­вил 16 сатир, кото­рые спер­ва изда­вал по отдель­но­сти, а позд­нее выстро­ил по хро­но­ло­ги­че­ско­му прин­ци­пу и разде­лил на 5 книг. Веро­ят­нее все­го, он писал их после смер­ти Доми­ци­а­на в 96 г., когда рас­про­стра­ни­лась сво­бо­да мыс­ли и сло­ва. Кн. I (изда­на после 100 г.) вклю­ча­ет сати­ры 1—5; содер­жа­ни­ем кн. II (изда­на после 116 г.) явля­ет­ся 6 сати­ра; в кн. III (издан­ную, веро­ят­но, в нача­ле прав­ле­ния Адри­а­на, после 117 г.) вхо­дят сати­ры 7—9, кн. IV (изда­на ок. 125 г.) охва­ты­ва­ет сати­ры 10—12, а кн. V (изда­на после 127 г.) — сати­ры 13—16. В сати­ре 16 отсут­ст­ву­ет окон­ча­ние, по-види­мо­му, в резуль­та­те меха­ни­че­ско­го повреж­де­ния послед­не­го листа руко­пи­си. Поэ­ти­че­ское кредо поэт изло­жил в сати­ре 1. Воз­му­ще­ние про­яв­ле­ни­я­ми зла и люд­ские поро­ки — такие как про­тив­ные чело­ве­че­ской при­ро­де тще­сла­вие, жад­ность, доно­си­тель­ство и др. — побуж­да­ют его писать сати­ры, что выра­же­но в извест­ном изре­че­нии: «Труд­но не писать сатир» (Dif­fi­ci­le est sa­ti­ram non scri­be­re). Но осто­рож­ность застав­ля­ет его щадить ныне живу­щих и направ­лять ост­рие сати­ры про­тив уже умер­ших. В после­дую­щих сати­рах, каж­дая из кото­рых посвя­ще­на осо­бой теме, Юве­нал рису­ет тра­ги­че­скую кар­ти­ну упад­ка нра­вов тогдаш­не­го Рима. Так, в сати­ре 2 он высме­и­ва­ет лице­ме­ров и мни­мых муд­ре­цов, кото­рые погряз­ли в поро­ках. В сати­ре 3 — клей­мит город­скую жизнь, кото­рая порядоч­но­му чело­ве­ку кажет­ся кош­ма­ром. Сати­ра 4 содер­жит паро­дию на заседа­ние сена­та при Доми­ци­ане, где с потря­саю­щей серь­ез­но­стью реша­ют­ся ничтож­ные про­бле­мы; сати­ра 5 опи­сы­ва­ет уни­же­ния пара­зи­та; сати­ра 6, самая длин­ная, сво­ей мет­ко­стью отби­ва­ет охоту к заклю­че­нию брач­ных сою­зов. Эта сати­ра обра­ще­на про­тив жен­щин, пред­став­лен­ных в ней в самом невы­год­ном све­те. В сати­ре 7 он обру­ши­ва­ет­ся на при­ни­же­ние интел­лек­ту­аль­ных досто­инств и нище­ту лите­ра­то­ров. Со вре­ме­нем ост­ро­та сатир Юве­на­ла осла­бе­ва­ет, как это мож­но увидеть в даль­ней­ших про­из­веде­ни­ях, напи­сан­ных уже при Адри­ане. Поэт пыта­ет­ся укре­пить нрав­ст­вен­ные устои чита­те­лей. В сати­ре 8, отвер­гая спесь и ссыл­ки на заслу­ги пред­ков, он дока­зы­ва­ет пра­виль­ность ста­ро­го фило­соф­ско­го прин­ци­па, что не про­ис­хож­де­ние дела­ет чело­ве­ка, но его нрав­ст­вен­ные досто­ин­ства. В сати­ре 9 он кри­ти­ку­ет муж­чин, язви­тель­но клей­мя вырож­де­ние пола; в сати­ре 10 — про­воз­гла­ша­ет пра­ви­ло, что един­ст­вен­ной достой­ной целью может быть такая жизнь, когда в здо­ро­вом теле живет здо­ро­вый дух — «Ut sit mens sa­na in cor­po­re sa­no». В сати­ре 11 — пред­пи­сы­ва­ет уме­рен­ность во всем, а осо­бен­но в еде; сати­ра 12 под­чер­ки­ва­ет цен­ность бес­ко­рыст­ной друж­бы и пре­вос­ход­ство духов­ных благ над мате­ри­аль­ны­ми, содер­жит скры­тый выпад в адрес тех, кто дожи­да­ет­ся наслед­ства после без­дет­ных бога­чей; сати­ра 13 уте­ша­ет дру­га в денеж­ной поте­ре; сати­ра 14 явля­ет­ся рас­суж­де­ни­ем на тему вос­пи­та­ния моло­де­жи, пред­пи­сы­вая осо­бо бороть­ся про­тив алч­но­сти; сати­ра 15 пока­зы­ва­ет, до чего дово­дят фана­тизм и пред­рас­суд­ки на при­ме­ре слу­чая кан­ни­ба­лиз­ма, свиде­те­лем кото­ро­го поэт стал в Егип­те; 16 — кри­ти­ку­ет при­ви­ле­гии воен­ных перед граж­дан­ским насе­ле­ни­ем. Юве­нал пес­си­ми­сти­че­ски смот­рел на мир, чему, веро­ят­но, спо­соб­ст­во­ва­ли пере­жи­тые им пери­о­ды терро­ра при Нероне и Доми­ци­ане, а воз­мож­но, лич­ные пере­жи­ва­ния и разо­ча­ро­ва­ния. В сати­рах Юве­нал с боль­шим мастер­ст­вом нари­со­вал кар­ти­ну упад­ка рим­ско­го обще­ства, не жалея кра­сок и пафо­са в соот­вет­ст­вии с пра­ви­ла­ми все­власт­ной в то вре­мя в лите­ра­ту­ре рито­ри­ки. Несмот­ря на недо­че­ты ком­по­зи­ции, несмот­ря на повто­ре­ния и туман­ные аллю­зии, затруд­ня­ю­щие сего­дняш­не­му чита­те­лю пони­ма­ние тек­ста, Юве­нал пре­до­ста­вил нам цен­ный мате­ри­ал для позна­ния эпо­хи, осо­бен­но для изу­че­ния укла­да жиз­ни. Юве­нал был послед­ним рим­ским сати­ри­ком, а так­же одним из послед­них талант­ли­вых поэтов в импе­рии.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА