Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

РЕВОЛЮЦИЯ

Κα­τάλυ­σις τοῦ δή­μου, так назы­ва­лось в Афи­нах нис­про­вер­же­ние суще­ст­ву­ю­ще­го строя государ­ства в поль­зу какой-нибудь дру­гой фор­мы прав­ле­ния. Даже поку­ше­ние на это пре­ступ­ле­ние, наравне с поку­ше­ни­ем на государ­ст­вен­ную изме­ну (προ­δοσία), пре­сле­до­ва­лось судом посред­ст­вом εἰσαγ­γε­λία (προ­δοσία, так­же посред­ст­вом γρα­φή) и нака­зы­ва­лось так же, как если бы поку­ше­ние было при­веде­но в испол­не­ние: государ­ст­вен­ная изме­на посто­ян­но смер­тью, пре­ступ­ле­ния κα­τάλυ­σις τοῦ δή­μου и τυ­ραν­νίς — по оцен­ке со сто­ро­ны обви­ни­те­ля и само­го обви­ня­е­мо­го (см. Ἀγὼν τι­μητός), но, конеч­но, чаще все­го смер­тью, пото­му что каж­дый мог без­на­ка­зан­но убить винов­но­го в этом пре­ступ­ле­нии. Судеб­ная инстан­ция — фесмо­фе­ты; когда аре­о­паг раз­би­рал дела о государ­ст­вен­ной измене, он дей­ст­во­вал, веро­ят­но, по осо­бо­му на это пол­но­мо­чию.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 264.
См. по теме: ЭПИМОРТЫ, ЕПИМОРТЫ • ЭПИПАМАТИДА, ЕПИПАМАТИДА • ЭПИСИТИИ • ЭПИСТАТЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА